Буквы о и а в корнях -кос- — -кас-, -гор- — -гap-

Коснуться, касаться

Какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс -а-? А если после корня нет суффикса -а-?

 

1. -Кос- или -кас-? Выпишите сначала слова с пропущенной буквой а, затем с пропущенной буквой о. Обозначьте орфограмму № 26.

Весло к..снулось воды. Крючок к..сается дна. Наши лодки1 соприкоснулись. Ветка прикоснулась к лицу. Осторожно прикасайтесь к ране. Причинить боль к..санием.

В каком значении использовано слово коснуться при образовании от него выделенного слова?

С 2-3 словосочетаниями составьте предложения и подчеркните в них главные члены.

 

2. Выпишите слова с корнем –кас- —   -кос- сначала со значением «дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь», затем со значением «затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме и т. д.», потом со значением «иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь».

К..хаюсь стены рукой. К..снитесь пола пальцами рук. Вожатый к..снулся вопроса о дисциплине. Автор брош..ры к..сается темы о воспитании сила воли. Это тебя не к..сается. Постановление сельсовета к..снётся всех ж..телей2 деревн.. . К..сание мяча3 о сетку. Прик..сновение языка к зубам. К..снитесь вопроса о причинах создавшегося пол..жения. Ветки этих р..стений прик..саются друг к другу.

Выпишите остальные слова с пропущенными буквами.

В каких словосочетаниях и предложениях слова с корнем -кос- — -нас- имеют прямое и в каких — переносное значение?

Определите по таблице, какая из двух чередующихся гласных в корне -гор- — -гар- находится под ударением и какая — в безударном положении.

Таблицв

 

3. Запишите с корнем -гор- —  -гар- и с приставками с-, вы-, до-, на-, за-, про-, при-, пере-, под-, об-, у-, раз-, глаголы несовершенного и совершенного вида (в неопределённой форме). Обозначьте вид. глагола буквами н и с.

Пирог, котлетаКакие из записанных вами глаголов сочетаются с существительными пирог, котлета? Составьте предложения с этими словами.

 

4. Напишите по рисунку рассказ о «догадливом» рыбаке. Какова основная мысль вашего рассказа? Озаглавьте его. Закончите рассказ так: Никита сиял от удовольствия. Прекрасная память об улове! Вот что значит быть догадливым человеком!

Есть ли в рассказе слова с орфограммами, изученными в этом параграфе? Подчеркните эти слова.Догадливый рыбак

 

5. Выпишите сначала слова с корнями -кос- — -кас-, -гор- — -гар-, -лож- — -лаг-, затем остальные слова, в которых пропущены буквы. Обозначьте орфограммы на месте пропущенных букв.

ВежливыйРазг..релся между Любой и Верой спор. Мигом их окружили почти все ребята из класса. Ведь спорят-то о вежливост.., а это к..сает4ся всех!
Пр..шла Люба к одной подруг.. смотреть к..нофильм по т..левизору. Подруг.. картина (не) понравилась, и она ушла спать5. Остались у т..левизора отец подруг.. и Люба. Как тут поступить? Уйти домой или остат(?)ся?

Люба досмотрела фильм (до)конца. «Нет, ты должна была уйти, как только подруга решила л..жит(?)ся спать», — утв..рждала потом Вера. .

Можно ли заменить выделенное слово синонимами из рамки?

Постройте схему предложения с прямой речью.

 

6. Прочитайте. Нет ли ошибок в распределении слов по орфограммам? При списывании внесите необходимые исправления.

№ 12: сл..гаемое, пол..гаться, предпол..жить, р..сток6.

№ 13: подр..сли, р..сти, ср..статься, возр.ст, прир..сли, к..снуться.      .

№ 24: соб..рание, сд..рать, выр..стать, предл..гать, ст..реть.

№ 26: к..снуться, прил..жение, neper..реть, соприк..саться, прик..сновение, прил..жить, к..саться, к..снуться.

№ 27: прог..реть, дог..рает, соб..ру, выг..реть, приг..рать, прир..сти.

Какое из двух следующих выражений разговорное и какое — книжное? Он понесёт наказание за это. — Ему нагорит за это.

 

7. Запишите к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Учтите, что не ко всем основам могут присоединяться эти приставки. Обозначьте в записанных словах орфограммы на месте пропусков.

у-, вы-, с-, под-, раз(с)-, при- г..реть(ся), к..саться, р..сти(сь), (за)л..жить, т..реть.

Составьте сложные предложения с любыми 2-3 записанными словами.

 

8. Подберите по 4 слова с чередующимися гласными о — а в корнях –рос- — -раст-, -лож- — -лаг-, -кос- — -кас, -гор- — -гар- и с чередующимися гласными е — и.

  1. Сделать фонетический разбор слова []
  2. Сделать морфологический разбор слова []
  3. Сделать фонетический разбор слова []
  4. Возможный пропуск буквы []
  5. Сделать фонетический разбор слова []
  6. Сделать фонетический разбор слова []

Похожие записи:

Производящая основа Как образованы (произведены) данные слова? Что в них взято из другого слова? Что прибавлено? Основа слова, которая использована для обр...
Словообразование. Повторение изученного в IV класс... Окончание — это значимая часть изменяемого слова, которая образует различные формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. С...
Сложение — разновидность морфологического способа ... Слова могут образоваться: 1) сложением целых слов (школа, интернат → школа-интернат, 2) сложением производящих основ с соединительными гласными , 3) с...
Разбор слова по составу и словообразовательный раз... Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых состоит слово, например: . При разборе слова по составу указываются все части, из которых о...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.