Буквы щ и ч в суффиксе -щик (-чик)

Прочитайте. В каких словах пишется –чик, хотя произносится [щик]?

Объездчик, прокатчик, грузчик

 

После каких согласных пишется буква ч в суффиксе -щик (-чик)?

 


В суффиксе существительных -щик (-чик) после букв д — т, з — с и ж пишется буква ч, а не щ,

Смазчик, смазать


 

1. Объясните употребление букв ч и щ в суффиксе -щик (-чик).

При списывании обозначьте орфограмму № 33.

Образец рассуждения: слово смазчик образовано от глагола смазывать, перед суффиксом есть буква з, значит, в суффиксе надо писать букву ч.

Извозчик, обходчик (путей), прессовщик, резчик (по кости), обрубщик, аппаратчик, грузчик, подборщик (мехов), разведчик, съёмщик (дачи), смазчик, перебежчик.

 

2. Ч или щ? В скобках запишите слово, от которого образовано данное, существительное.

Каменщик, камень

Буфет..ик, к..пиров..ик, экск..ватор..ик, п..репис..ик, с..ртиров..ик, ра..фасов..ик, стекол..ик, автомат..ик, лёт..ик, объезд..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик.

Какое из значений глагола копировать использовано при образовании выделенного существительного?

 

3. Замените глаголы однокоренными именами существительными с суффиксом -щик (-чик). Обозначите в этих существительных орфограмму № 33, а в словосочетаниях — главные слова.

Пер..носить инфекц..ю, уп..ковывать книги, подносить п..троны, н..лаживать станки, переписывать население, разведывать недра, об..езжать лошадей.

В каком падеже стоит зависимое слово в данных и в записанных вами словосочетаниях? Почему они стоят в разных падежах?

Какое ещё значение имеет выделенное слово?

 

4. Прочитайте толкование лексического значения имён существительных, обозначающих лиц по роду занятий, по профессии, по специальности. Запишите эти существительные, обозначая в них орфограмму № 33.

1. Шахтёр, работающий в забое. 2. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов. 3. Лётчик, управляющий вертолётом. 4. Рабочий, работающий по погрузке й выгрузке. 5. Солдат, обслуживающий пулемёт. 6. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг. 7. Железнодорожник, на обязанности которого лежит проверка цельности и смазка,колёс. 8. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. 9. Боец, наводящий орудие или пулемёт на цель. 10. Военнослужащий, обслуживающий ракеты. 11. Специалист по переводам с одного языка, на другой.

Прочитайте ответ на 8-й вопрос. Какие ещё значения ‘этого слова вам известны?

 

5. Спишите, поставьте пропущенные запятые.

Бетон, агент1. Строит..ли соб..рались во множеств..: пл..лись неспешно рязанские пил1щики да стекол1щики чинно ш..гали тверские камен1щики и печ1ники проходили кровельщики б..тон1щики кузнецы.  (Л. Леонов.) 2. Ре..ко с..гналили шофёры покрикивали возчики, сновали агенты грузчики водники в форменных фура..ках. (А. Рыбаков.) 3. Сегодня вернё(т, ть)ся с лини.. смен1щик. (А. Рыбаков.)

Составьте схему 2-го предложения.

Обозначьте орфограмму № 9.

 

6. Распределите слова по орфограммам на месте скобок.

Барабан(?)щик, камен(?)щик, стакан(?)чик, лимон(?)чик, ноч(?)ка, свеч(?)ка, поч(?)та, меч(?)та2, свар(?)щик, сбор(?)щик, домен(?)щик, помощ(?)ник, объявление, под(?)ём, вып(?)ет, сквореч(?)ник.

 

7. Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корне слова.

Ставить, устанавливатьЦК ВЛКСМ, Коммунистическая партия Советского Союза, Советское правительство, революция, коммунизм, пионерский галстук.

Неоновое освещение, полированная мебель, приятная расцветка, книги в суперобложках, устлать пол, висят картины, повесить эстампы, мягкие складки портьер, радиоприёмник, телевизор, телефон, ряды кресел, помещение, телеграмма, трансляция по радио.

В какой форме стоит выделенное слово?

 

8. Сочинение. Пойдите в клуб (кинотеатр, театр, музей, на почту и т. д.). Внимательно осмотрите помещение. Каковы его размеры, назначение? Как расположены окна, двери? Какие предметы находятся в помещении? Как они расставлены? Какой пол? В какой цвет окрашены стены, потолок? Какие украшения находятся на стенах, на окнах? Как используется помещение? Какие из синонимов в рамках вы используете для описания помещения? Как вы . озаглавите своё сочинение? Какую основную мысль вы будете доказывать в нём? Составьте план и напишите деловое описание помещения.


  1. Возможный пропуск буквы [] [] [] [] [] []
  2. Сделать фонетический разбор слова []

Похожие записи:

Образование имён существительных путём перехода пр... Поставьте вопросы к выделенным словам и определите, в каких предложениях они обозначают предмет и в каких — признак предмета. Какими членами предложен...
Имена существительные общего рода... Некоторые существительные с окончанием -а (-я) относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц ...
Слитное и раздельное написание не с существительны... 1. Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды. 2. Ненастье задержало наш отъезд. 3. Не силой борются, а умением. В каком п...
Гласные после шипящих в суффиксах существительных... После шипящих под ударением в суффиксах имён существительных пишется буква о, без ударения — буква е.   1. Спишите, обозначьте орфограм...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *