Числительные, обозначающие целые числа

Имена числительные, обозначающие целые числа, изменяются по падежам.

1. Спишите, заменяя цифры словами. Обозначьте падежи числительных.

1. Мы с пр..ятелем вдвоём зам..чательно живём! Мы име..м по к..рманам (2) резинк.., (2) крюч1ка, (2) б..льших стекля(н,нн)ых2 пробк.., (2) жуков в (1) коробк.., (2) тяж..лых пятач3ка. Мы живём в (1) квартир.., все с..седи знают нас. Только мне зв..нить (4), а ему (12) раз. (С. Михалков.) 2. (2) ло..ками кашу (не)едят. 3. На (2) якорях корабль крепче держи(т,ть)ся. 4. Из (3) минут (4) (не) (с.з)делаешь4. 5. Конь о (4) ногах, да спотыкается.

Назовите качественные прилагательные.

 

2. Обозначьте состав и способ образования данных числительных.

Двенадцать

Одиннадцать, тринадцать, восемнадцать, пятнадцать, тридцать, четырнадцать, девятнадцать, шестнадцать, двадцать, семнадцать.

Составьте с любыми из этих слов 2—3 сложных предложения.

 

Простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются, как существительные 3-го склонения, например:

от восьми, к восьми, восьмью

 

В родительном, дательном и предложном падежах простые количественные числительные от 11 до 19 имеют безударное окончание -и.

К пятнадцати часам

Почему в этом правиле не рассматривается правописание гласной в окончаниях числительных от 5 до 10?

 

Одиннадцать3. Спишите, заменяя цифры словами. Обозначьте окончания числительных и их падеж.

К четырем прибавить девять

1. К 12 прибавить 7, — —. 2. От 18 отнять 12,   — —. 3. Из 18 выч..сть 6, — —. 4. К 17 пр..бавить 3, — —. 5. С 9 сл..жить 10, — —.6. С 8 сл..жить 12, — —. 7. От 19 отнять 5, — —. 8. К 16 прибавить 11, — —. 9. С 5 сложить 4, — —. 10. Сколько раз 13 содержится в 39?

В каких числительных мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного, а в каких — является разделительным?

 

Прибыть, пребывать4. Замените цифры словами. Вставьте пропущенные слова год или лет. Из каждой пары простых предложений составьте простые предложения с однородными членами, не повторяя одинаковых слов. Обозначьте орфограмму № 9.

Образец: Моей маме 34 — —. Моему папе 40 — —. — Моей маме тридцать четыре года, а папе сорок лет.

1. Моей сестре 13 — —. Моему брату 4 — —. 2. Наш сосед уехал в Казахстан на 3 — —. Наш сосед пробыл5 в Казахстане 7 — —. 3. Через 5 — — мне будет 17. Через 5 — — маме будет 39 — —.

 

ДевяностоРассмотрите таблицу. Сколько падежных форм имеется у числительных 40, 90, 100?

Сорок, девяносто

 

5. Перескажите текст. Спишите. Обозначьте падежи числительных. Подчеркните числительные как члены предложения.

Слово сорок первой..чально было им..нем существительным и обозн..чало «мешок». В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка6 собол..их или белич..их шкурок, что сост..вляло набор на полную шубу. Мешок с сорока шкурками служил в древней Руси денежной ед..ницей7. Таким, образом, сорок — сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

(По Н. Шанскому.)

Назовите прилагательные. Какого они разряда?

 

6. Спишите, раскройте скобки, обозначьте падежи имён числительных.

Гараж1. Автомобиль ост..новился в (сто метров) от г..ража 2. Б..дон с (девяносто литров) молока стоял в кузов.. машины. 3. Из (сто лыж) одна была с (не) большим браком. 4. В (девяносто сочинений) учащихся пятого класса почти (не) было гра(м,мм)атических ошибок.

Подберите к выделенному слову однокоренные слова, запишите их столбиком.

 

В чём особенность склонения сложных числительных?

От 50 до 80 От 500 до 900 200, 300, 400
И. пятьдесят

Р. пятидесяти

Д. пятидесяти

В. пятьдесят

Т. пятьюдесятью

П. о пятидесяти

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

о пятистах

двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

о двухстах

Двести, триста, четырестаУ числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

 

7. Поставьте числительные вместе с существительными в творительном и предложном падежах.

Пятьдесят8 выступлений, семьдесят концертов, триста песен, шестьсот училищ, семьсот театров.

 

У составного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит, например: семисот шестидесяти пяти (рублей) — р. п., семьюстами шестьюдесятью пятью (рублями) — тв. п.

 

8. Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах.

464 конверта (р., тв.), 98 велосипедов, (д., тв.), 757 кастрюль (р., пр.), 557 мотоциклов (д., пр.).

 

9. Числительные чаще всего используются в деловой и научной речи. Прочитайте оба текста и определите, какой из них деловой, какой — научный.

I

Миллион, миллиардВ середине семнадцатого века население земного шара составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через сто лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население Земли перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине двадцатого века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов, а в тысяча девятьсот шестьдесят первом году уже равнялось 3 миллиардам 61 миллиону9.

II

Расписка.

Мною, Ивановым Виктором, учеником 5 А класса, получено 27 (двадцать семь) книг из библиотеки школы № 6 для выставки книг в классе.

27 ноября 19.. г. Подпись.

Из первого текста выпишите числительные вместе с существительными. Подчеркните порядковые числительные. Обозначьте орфограмму № 42.

Испугаться, напугатьсяПользуясь образцом (см. второй текст), напишите расписку в получении, например, книг из школьной библиотеки, лыж на лыжной базе, коньков на катке и т. д.

 

10. Изложение. Прочитайте конец главы «Мадам Стороженко» из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий» (от слов: «Окончив кричать…»;). Составьте план изложения. Озаглавьте его. Соберите материалы, в том числе выберите нужные числительные и запишите их цифрами. В изложение записывайте их словами. Какой из синонимов (см. в рамке) вы используете в изложении? Почему? Подчеркните в изложениях числительные.

  1. Возможный пропуск буквы []
  2. Сделать морфологический разбор слова []
  3. Возможный пропуск буквы []
  4. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  5. Сделать морфологический разбор слова []
  6. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  7. Сделать синтаксический разбор предложения []
  8. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  9. Сделать синтаксический разбор предложения []

Похожие записи:

Дробные числительные Дробное числительное обычно состоит из двух частей: первая часть называет числитель дроби и представляет собой количественное числительное, вторая час...
Морфологический разбор имени числительного... Порядок разбора: I. Часть речи. II. Начальная форма (именительный падеж). III. Постоянные признаки: 1) простое, составное или сложное; 2) колич...
Порядковые числительные Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (какая? какое? какие?) Порядковые числительные образуютс...
Повторение «Имя числительное»... Контрольные вопросы и задания. 1. Расскажите об имени числительном как части речи. 2. Как отличить имена числительные от других частей речи, име...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.