Действительные и страдательные причастия

КуклаРассмотрите рисунок. По действию, которое показал художник, мы можем при помощи причастий назвать признаки этих предметов: девочка, одевающая куклу, и кукла, одеваемая девочкой.

Причастие одевающая имеет значение «та, которая одевает». Оно обозначает признак действующего предмета.

Причастие одеваемая имеет значение «та, которую одевают». Оно обозначает признак предмета (куклы), испытывающего на себе действие со стороны другого предмета.

 


Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие, называются действительными. Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета, называются страдательными.


В чём заключается отличие страдательных причастий от действительных?

 

1. Спишите. Над действительными причастиями надпишите букву д, над страдательными — с. Обозначьте причастные обороты.

Образец рассуждения: рассказанная (история) — та, которая кем-то рассказана; значит, слово рассказанная — страдательное причастие. Рассказавший (дежурный) — тот, кто сам рассказал; значит, слово рассказавший — действительное причастие.

Образец рассуждения

1. Я ехал один на стареньк..м, видавш..м виды «Москвиче» и боялся, что за Уралом встрет..т1 меня выжженная трава, тучи (горько) солё(н, нн)ой пыли и зной.

Паром2. Суслики, стоявш..е на часах, заслышав м..тор, бросились в густ..ю траву. 3. Совсем стемнело. Вдруг вместе с прохладн..м ветерком донёсся откуда-то чуть разл..чимый горький запах костра. 4. Широкий паром, пр..ткнувшийся к берегу, к..зался морским чудовищ..м. 5. В (не)ровн..м свете костра шалаш2, сложенный из камыша, был похож3 на огромную задремавшую птицу.

(А. Некрасов.)

 

2. Выпишите: 1) словосочетания «действительное причастие+существительное» и причастные обороты с действительными причастиями (вместе с определяемым существительным); 2) словосочетания «страдательное причастие+существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями.

Образец: страдательные причастия: в расстёгнутой рубахе, в расстёгнутой на груди рубахе.

1. Цепляясь за сучья, освещённое дымн..м плам..нем4, выхватывающем из темноты5 искажённ..е лица, согнут..е спины, чудовищн..е нагромождения ветвей, в воде, в грязи копошились люди. Они работали, сорвав с себя шинели, и сквозь разодранн..е штаны и рубахи проступали их напр..жённые, потные, и..царапанные в кровь тела. 2. Потом партизаны, засевш..е в л..зняке, узнав, что гать окончена, бросились бежать. КопошитьсяБакланов с вв..лившимися щеками, во..палёнными глазами, ч..рный от порохового6 дыма, бежал за ними, угр..жая опустошённым кольтом. Крича и размахивая смольём и оружием, волоча за собою упирающихся лошадей, отряд чуть не разом хлынул на пл..тину. Во..буждённые лошади (не) слушались поводырей7. 3. Тайга лежала перед ними в сверкающ..м розов..м инее. Люди побросали горящие головни, которые они до сих пор несли почему-то в руках, увидели свои красные изуродованные руки, мокрых, измученных лошадей, дымившихся нежным, тающим паром, — и уд..вились тому, что они сделали в эту ночь.

(А. А. Фадеев.)

Среди действительных назовите причастия настоящего времени, а среди страдательных — причастия совершенного вида.

Выпишите остальные слова с пропусками и со скобками.

 

3. Написал восьмилетний Витя письмо своему учителю и подписался:  «Любимый и уважаемый ваш ученик В. Петров». Все стали смеяться над ним и шутить. Почему подпись вызвала смех окружающих? Какие причастия надо было бы употребить ученику? Запишите их.

  1. Сделать морфологический разбор слова []
  2. Возможный пропуск буквы []
  3. Возможный пропуск буквы []
  4. Сделать морфологический разбор слова []
  5. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  6. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  7. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []

Похожие записи:

Понятие о причастном обороте... Прочитайте. Назовите в этих предложениях существительное, от которого зависит причастие. В каких из этих предложений от причастия можно постави...
Страдательные причастия настоящего времени... Рассмотрите таблицу. От каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? Глаголы Суффиксы страдательных причастий нас...
Повторение изученного о глаголе в IV—V классах... 1. Составьте план сообщения о лексическом значении глагола, его постоянных признаках и роли в предложении. Расскажите о глаголе, приводите свои пример...
Действительные причастия настоящего времени... Рассмотрите таблицу. К основам глаголов какого спряжения присоединяется суффикс действительных причастий настоящего времени -ущ- (-ющ-)? суффикс -ащ- ...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.