Действительные причастия настоящего времени

Рассмотрите таблицу. К основам глаголов какого спряжения присоединяется суффикс действительных причастий настоящего времени -ущ- (-ющ-)? суффикс -ащ- (-ящ-)?

Глаголы Суффиксы действительных причастий настоящего времени Действительные причастия настоящего времени
несовершенного вида (переходные и не переходные) спряжения
Несут, работают, улыбаются I -ущ- (-ющ-) Несущий, работающий, улыбающийся
Дышат, красят II -ащ- (-ящ-) Дышащий, красящий

 

Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида.

 

1. От данных глаголов, пользуясь таблицей, образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Выделите в причастиях суффиксы, обозначьте спряжение глаголов.

Образец

Таять, щебетать, смотреть, бороться, лаять, колыхать, зависеть, хлопотать, рокотать, дышать, строить, построить, терпеть, тараторить, гнать, служить, вертеть, лечить, грохотать, держать, шептать, стлаться, стелить, брить, слышать.

От какого глагола вы не образовали причастия? Почему?

В каких словах есть чередование согласных?


В суффиксах причастий -ущ- (-ющ-) и -ащ- (-ящ-) пишутся: 1) буквы у или ю, если причастие образовано от глагола I спряжения, и 2) буквы а или я, если причастие образовано от глагола II спряжения.

Борющийся, тянущий, любящий, лечащий


 

2. Спишите. Обозначьте орфограмму № 50.

В ни..ко стелющемся туман.., при колыш..щемся плам..ни свечи, сле..ка прихрамывающей похо..кой, покачива..щимися дв..жениями, с открыто улыба..щимся лиц..м,, отталкива..щий вид, одева..щаяся по моде девушка, а(к, кк)уратно бре..щийся юноша, люб..щим взглядом, постоянно хмур..щий брови мальчик, кле..щая коробочку девочка.

Составьте 2-3 сложных предложения со словосочетаниями, которые можно использовать при описании внешности человека.

 

3. Замените данные ниже выражения причастиями. Подберите к причастиям подходящие по смыслу имена существительные и запишите. Обозначьте орфограмму № 50. Какого вида причастия?

Тот, кто приближается

1. Тот, кто соревнуется; тренируется; упражняется. 2. Те, кто торопятся; гонят; зависят. 3. Тот, кто улыбается; любит.

Оставьте 3-4 сложных предложения с любыми записанными причастиями.

 

4. Спишите, заменяя заключённые в скобки глаголы действительными причастиями настоящего времени. Согласуйте причастия с выделенными существительными. Обозначьте суффиксы причастий.

1. Красиво але..т з..ря, разливаясь по волнист..й, ещё (пениться) шири океана (рдеть) красками. Силуэт2. Небо, ра..простёрлось над землёй1 (греть) синью. 3. На фон.. (меркнуть) неба показались два2 с..луэта — два вальдшнепа. 4. Через луга послышались первые голоса (ворковать) тетеревов. 5. (Бледнеть) высь3 зазв..нела песнями.

(А. С. Новиков-Прибой.)

Приведите примеры слов, состав которых соответствует схемам:

Схемы

Из 4-го предложения выпишите основу и словосочетание «существительное в винительном падеже+глагол».

 

5. Прочитайте. В каком предложении выражена основная мысль описания?

Выпишите причастия и причастные обороты вместе с определяемыми словами. Обозначьте орфограмму № 50.

Острый, тонкий, чуткий, изощренный, поразительныйЗрение у Васи, как потом уб..дился Егорушка, было пор..зительно острое. Стоило ему только вглядет4ся в даль, чтобы увидеть лисицу, зайца, дрохву или другое какое(нибудь) животное, держащ..е себя подальше от людей. Не мудрено увид..ть убега..щего зайца или летящую дрохву, но не всякому доступно вид..ть диких животных в их домашней жизн.., когда они (не) бегут1, (не) прячутся и (не) глядят встр..воженно по сторонам. А Вася вид..л играющих лисиц, зайцев, умывающихся лапками, дрохв, расправля..щих крылья, стрепетов, выбива..щих свои «точки». Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который вид..ли все, у Вас.. был ещё другой мир, свой собстве(н, нн)ый, (ни)кому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что, когда он гл..дел и восх..щался, трудно было (не)завид..вать ему.

(А. П. Чехов.)

Выпишите остальные слова с пропусками и со скобками.

Прочитайте список пунктограмм. Какие из них встретились в тексте?

К каким существительным могут относиться синонимы-прилагательные, помещённые в рамке?

Определите падеж выделенных существительных.


  1. Сделать фонетический разбор слова [] []
  2. Сделать морфологический разбор слова []
  3. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  4. Возможный пропуск буквы []

Похожие записи:

Страдательные причастия прошедшего времени... Рассмотрите таблицу. От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? К каким основам присоединяется суффикс -нн-, а к каким —...
Повторение изученного о глаголе в IV—V классах... 1. Составьте план сообщения о лексическом значении глагола, его постоянных признаках и роли в предложении. Расскажите о глаголе, приводите свои пример...
Понятие о причастии На рисунке изображён шарик. По форме он круглый, по величине — маленький, по цвету — светлый. Круглый, маленький, светлый — это имена прилагательные. ...
Понятие о причастном обороте... Прочитайте. Назовите в этих предложениях существительное, от которого зависит причастие. В каких из этих предложений от причастия можно постави...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *