Фразеологические обороты

Прочитайте предложения, записанные в левом и в правом столбиках. Какими членами предложения являются выделенные слова и сочетания слов?

1. Петя на уроке труда работал плохо.2. Он бездельничал. 1. Петя на уроке труда работал спустя рукава.2. Он бил баклуши.

Что обозначают выделенные сочетания слов? Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этих сочетаний слов?

Какие из сочетаний слов являются устойчивыми, неделимыми оборотами речи, а какие по смыслу делятся на отдельные слова?

1. «А теперь, не разгибая спины, поднимите руки вверх»,— говорил тренер.2. Витя упал, а старший, брат поднял его и поставил на ноги. 1. Ребята трудились не разгибая спины до самого вечера.2. Родители поставили на ноги сына, и теперь он уже живёт самостоятельно.

 


Фразеологические обороты — это устойчивые сочетания слов. Многие из них равны по значению одному слову.


 

1. Значение фразеологических оборотов разъясняется во фразеологическом словаре русского языка, в справочнике «Крылатые слова». Наиболее употребительные фразеологические обороты разъясняются в толковых словарях. Фразеологические обороты в словарях обозначаются знаком ◊. Найдите в «Словаре» два фразеологических оборота и составьте с ними предложения.

 

2. Назовите фразеологический оборот. Как вы понимаете его значение? Почему девочка не поняла слов, сказанных матерью?

Продажа лошад.. особенно врезалась Танюше1 (в) память. Мать в пол.. полудновала, плакала и говорила, что ей «кусок в горло (не) идёт», а Танюша всё смотрела на её горло, не понимая, о чём толк.

(И. А. Бунин.)

Назовите орфограммы на месте пропусков и скобок.

 

3. Рассмотрите рисунки. Какие фразеологические обороты имел в виду художник, создавая эти? Запишите эти фразеологические обороты. Составьте с ними предложения.

Шутливые рисунки

Фразеологический оборот может быть синонимом слова.

Какие фразеологические обороты являются синонимами слов левой колонки?

Бездельничать, лентяйничать, лодырничать. Задаваться, зазнаваться, кичиться. Задирать нос. Бить баклуши.

 

4. Спишите, заменяя выделенные слова синонимичными им фразеологическими оборотами. Определите, каким членом предложения они являются.

Образец

1. Змей Горыныч унёс царевну д..леко. 2. Оля сильно покраснела. 3. Таня чувствует себя на к..тке хорошо. 4. Ученик проч..л книгу до конца.

Для справок: от корки до корки, за тридевять земель, как рыба в воде, до корней волос.

 

5. Фразеологические обороты чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях. Они придают речи выразительность.

Спишите, подчеркните фразеологические обороты. Что они обозначают?

— Конечно, от оружия никто его качеств (не) отнимает, но всё-таки всякое оружие есть мёртвая вещь. Я это к тому говорю, что если даже без винтовк.. остался — это ещё (не) есть тебе причина повесить голову, пасть духом и решить на милость врага отдат2ся. Нет! Смотри кругом, изобретай что-нибудь, выв..рнись, только (не) теряй головы.

(А. П. Гайдар.)

Найдите глаголы в неопределённой форме. Обозначьте их спряжение.

 

6. Прочитайте. Озаглавьте текст. Устно перескажите его.

Красная строкаПисьменность на Руси появилась в конце десятого века. В то время книги писали от руки. Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть текста от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной краской или несколькими красками первую букву. Он делал её гораздо больше, чем остальные.

Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.

В шестнадцатом веке на Руси появилось книгопечатание. В книгах продолжали делать отступы для выделения новой мысли, но начальную букву уже не разрисовывали. Однако по-прежнему строку с отступом называли красной строкой.

Позже появилось и слово «абзац», которым стали обозначать и отступ, и часть текста.

Выпишите слова с выделенными орфограммами, сгруппировав их по соответствующим правилам.

Из 2-го абзаца выпишите сложное предложение. Постройте его схему.

 

7. Диктант. Озаглавьте. Подчеркните фразеологический оборот.

МатерияСтарые рук..писные книги ц..нились на вес золота3. Чтобы они лучше сохр..нялись и чтобы ими было удобнее пользоват..ся, переплёты делались из дер..вянных4 дощеч..к. Их обтягивали тонк..й кож..й или дорогой м..терией.

Сохр..нилось выр..жение «от доски до доски». Оно напомин..т об этих дощечках и обозн..чает: прочитать книгу «от начала до конца».

 

Фразеологические обороты изучаются в разделе науки о языке, который называется фразеологией.

  1. Сделать морфологический разбор слова []
  2. Возможный пропуск буквы []
  3. Сделать синтаксический разбор предложения []
  4. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []

Похожие записи:

Повторение лексики и фразеологии... Контрольные вопросы и задания. 1. Какие слова называются диалектными, какие — профессиональными? 2. Какие слова называются заимствованными? 3...
Общеупотребительные слова. Диалектные и профессион... Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительны, например: вода, земля, небо, птица; зелёный, синий, длинный;...
Лексика и фразеология. Повторение изученного в IV ... Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение. Слова, имеющие нескольк...
Устаревшие и новые слова На рисунке изображена витрина музея. В ней помещены предметы одежды и быта, которыми мы сейчас не пользуемся. Это кафтан, ботфорты, треуголка, лапти, ...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.