Глагол. Повторение изученного в IV классе

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени по числам и родам (в единственном числе).

Глаголы бывают несовершенного или совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать?, а совершенного — что сделать?

 

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

1. Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Буквами н (несовершенный) и с (совершенный) обозначьте вид глаголов. Какого они спряжения?

Ра..таял в пол.. снег леса повес..лели

Даль заливных лугов л..зурна и ясна;

Стыдливо белая берёза зелене..т

Проход..т обл..ка всё выше и нежней

А ветер суш..т сад и мя..ко в окна ве..т

Т..плом апрел1ских дней.

(И. А. Бунин.)

Какой из глаголов обозначает цвет? Какие — движения?

Назовите глагол, употреблённый в переносном значении.

 

2. Поставьте вопросы к глаголам с пропущенными буквами. В левый столбик выпишите глаголы в неопределённой форме, а в правый — в форме 3-го лица. Обозначьте окончание -ть(ти) в неопределённой форме и окончания глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что суффикс -ся в этих формах стоит после окончания.

что сделать?     что делает?

что делать?       что сделает?

Приводи [ть] ся. Скат [ит] ся.

1. С тем (не) ужи..ся, кто любит брани..ся. 2. И мудрому человеку совет требуе..ся. 3. Будете друг за дружку держа..ся — можете (ни) чего (не) боя..ся. 4. Вместе и беда легче переноси..ся. 5. Кто2 хвали..ся, тот3 с горы свали..ся. 6. Легко хвали..ся, легко и свали..ся. 7. Кто работы не бои..ся, у того она и спори..ся. 8. Дело мастера бои..ся.

 

3. Выпишите глаголы в настоящем времени и рядом в скобках запишите их в неопределённой форме; определите вид, лицо, число выписанных глаголов.

I. Вы не знаете нашего Стёпу?4 Хвастун он страшный.

— Я вчера за полчаса все дрова переколол,— сказал Стёпа однажды.

— Когда ты5 научился? — спрашиваем мы.

— А я давно умею,— отвечает он.

— Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается…

II. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «И я смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором — раз! — и готово!» И вот однажды…

Объясните знаки препинания при диалоге.

Стёпка хвастун

 

Размахнуться, развернуться (разг.)4. Рассмотрите рисунки. Выберите одно из двух вступлений к рассказу (см. упр. 3) «Стёпа дрова колет» и устно продолжите рассказ. Выберите из данных в упражнении 2 пословиц ту, которая больше соответствует начатому рассказу, и используйте её в заключении.

Какой из синонимов вы используете в сочинении?

 

5. Расскажите, как мы определяем спряжение глаголов с безударными личными окончаниями и какие окончания имеют глаголы I и II спряжения в настоящем и будущем времени. Используйте в ответе материал таблицы. Приведите свои примеры.

Глаголы с безударными окончаниями
II спряжения I спряжения
1) Все на -ить (кроме брить и стелить)

2) 7 на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

3) 4 на -ать: держать, слышать, дышать, гнать

Все остальные глаголы

 

6. Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице ед. ч. Укажите их спряжение.

Глаголы в неопределённой форме

Кто жить6 уме..т по часам

И цен..т каждый7 час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не стан..т говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И заст..лать кровать.

Успе..т он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успе..т встать он за станок,

За парту в школе сесть,

(С. Баруздин.)

Сформулируйте и запишите основную мысль стихотворения.

Объясните постановку запятых при однородных членах.

 

7. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени. Обозначьте их спряжение.

Цветёт ива. Вокруг неё — — шмели, — — бабочки, — — бестолковые8 мухи. Над проталинами — — комары.

Перелётные птицы — — на родину, к своим гнёздам. Позже других  — — самые яркие и пёстрые птицы. Зимородок — — из Египта, а иволга — — из Южной Африки.

Для справок: летать, прилетать, торопиться, направляться, порхать, суетиться, виться, возвращаться.

Укажите качественные прилагательные.

 

8. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Объясните письменно, почему вы написали е или и в окончании глагола.

Окончание глагола

Тракторист сейчас дела..т в деревне всё9 самое главное. Он паш..т се..т воз..т стро..т. Он жнёт кос..т и расчища..т новые земли под поля. Он полевод10 и животновод, он заготавливает корма подвоз..т их11.

(Не) обойтись нынче в деревна без тракториста!

Какие значения выделенного слова известны вам?

Оправдано ли повторение местоимения в тексте? Почему?

 

9. Спишите. Письменно объясните правописание гласных в корнях с чередованием.

Образец

Снять — снимаьС утра я нач..наю уб..рать комнату. Вначале скатываю ковёр и сн..маю с подоконника12 цветы. Я тщательно прот..раю каждый листочек и обильно поливаю р..стения.

Потом отжимаю тряпку и выт..раю до блеска оконные стёкла и зеркало.

Теперь надо пол..жить на место игрушки моей младшей сестрёнки. К письменному столу отца я (не) прик..саюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.

Относятся ли глаголы примерять и примирять к словам с чередующимися гласными корня?

  1. Возможный пропуск буквы []
  2. Сделать морфологический разбор слова []
  3. Сделать морфологический разбор слова []
  4. Сделать синтаксический разбор предложения []
  5. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  6. Сделать фонетический разбор слова []
  7. Сделать морфологический разбор слова []
  8. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  9. Сделать морфологический разбор слова []
  10. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  11. Сделать морфологический разбор слова []
  12. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []

Похожие записи:

Глаголы переходные и непереходные... Какие из выделенных глаголов сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога? Каким членом предложения являются эти существительные? В...
Условное наклонение — Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка? — спросил учитель. — Я отправился бы путешествовать,— цветил Серёжа. ...
Разноспрягаемые глаголы Рассмотрите таблицу и скажите, почему эти глаголы называются разноспрягаемыми. хотеть я хочу ты хочешь     по I спряжению он хочет мы х...
Изъявительное наклонение Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное. Изъявительное наклонение обозначает действие, к...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.