Глаголы переходные и непереходные

Какие из выделенных глаголов сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога? Каким членом предложения являются эти существительные? Выпишите словосочетания «глагол+существительное в винительном падеже без предлога».

Мастер.

Столяр, не глядя на меня,

Сложил пожитки на полу,

Приладил доску, взял пилу —

И ну отхватывать бруски!

А от распиленной доски

Запахло лесом и сосной,

Нагретой солнцем, тишиной.

Украдкой я следил за ним.

Как ладит с делом он своим!

(Н. Саконская.)

 


Глаголы, которые сочетаются с существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.


 

В каких падежах стоят существительные при одних и тех же переходных глаголах?

1. Взял пилу (взял её) — не взял пилы (не взял её).

Распилил доски — не распилил досок.

2. Принести дрова — принести дров.

Налить бензин — налить бензина.

 

Существительное-дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета.

 

1. Составьте и запишите словосочетания, используя материал для справок. Обозначьте переходные глаголы буквой п, непереходные— буквой н.

Сооружать плотину

Строить, сооружатьСтроить (что?); возводить (что?); подн..мать краном (что?); не ра..мешал (чего?); подавать (что?); помогать (кому?); пр..варивать (что?); стоять (на чём?); руководить (кем?); р..зговаривать (с кем?); воздвигать (что?); не чувствовать (чего?).

Для справок: раствор для кладки, железобетонный блок, решётка балкона, контейнер с кирпичом, подмостки, город, усталость, электростанция.

Укажите глаголы-синонимы. Определите, переходными или непереходными они являются.

 

2. Выпишите из текста переходные глаголы вместе с существительными в винительном падеже.

Кладёт кирпич

Маляр, штукатур1. Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех кладёт кирпич. 2. Он выкладывает стену, строит дом для москвичей1. 3. Грузовик подвозит доски ходит кошка вся в извёстке. 4. Вот маляр идёт с ведром. Мы идём за маляром мы подходим к штукатуру. Все бригады знают Юру — Юра въедет2 в этот дом.

(А. Барто.)

Выпишите предложения с пропущенными запятыми, постройте их схемы.

 

3. Составьте и запишите с глаголами белеть — белить, чернеть — чернить, синеть — синить словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложениях подчеркните главные члены. Над переходными глаголами надпишите букву п.

Какие из данных глаголов переходные, какие — непереходные?

Убедить — убедиться; остановить — остановиться; стучать — стучаться; чернеет — чернеется. Бороться, надеяться, гордиться.

Есть ли среди глаголов с -ся (-сь) переходные?

 

Глаголы с –ся (-сь) называются возвратными. Глаголы с –ся (-сь) непереходные.

 

4. Составьте словосочетания «глагол+существительное в косвенном падеже». Определите, переходными или непереходными являются глаголы. Укажите их вид.

Образец

Мирить — мириться; ра..сердить — ра..сердиться; обн..мать — обн..маться; изв..нить — изв..ниться; уд..влять — уд..вляться.

 

5. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Я встала рано утром, умылася, прич..салася, оделася3. 2. Пр..гляделися мы к нему4, позн..комилися поближе — вид..м х..роший человек. 3. Брат подружил с соседом. 4. Пас..ажир стал дож..дать другой ост..новки. 5. Дети игрались в комнат.. .

 

6. Спишите. Над переходными глаголами надпишите букву п, над непереходными — н.

На стройк.. ль ты пр..лаж..ваешь камень5,—

Пр..ладь его навек,

Чтобы твоими умн..ми руками

Г..рдился ч..ловек.

Р..стишь ли сад, где вечный гол..д плакал,

Идёшь ли на поля,

Работай так, чтоб, от пл..дов и злаков

Л..милась вся земля.

(М. Исаковский.)

 

7. Запишите 10—15 слов на тему «Стройка». Подчеркните непроверяемые безударные гласные и согласные в корне слова.

Составьте с 2—3 словами предложения.

 

8. Диктант. Подчеркните переходные глаголы.

Бор..мся за п..беду, раздаё..ся стартовый с..гнал, по сложной д..стаиции, устремишься к фин..шу, судья счита..т м..нуты, р..кордные с..кунды, спортсмен к..снётся б..рьера, с превосходным результатом, смотр..м на ч..мпиона, готов..мся к т..ржественной встреч.., л..ётся из р..продуктора, держ..м кубок.

  1. Сделать синтаксический разбор предложения []
  2. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  3. Сделать синтаксический разбор предложения []
  4. Сделать фонетический разбор слова []
  5. Сделать морфологический разбор слова []

Похожие записи:

Изъявительное наклонение Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное. Изъявительное наклонение обозначает действие, к...
Условное наклонение — Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка? — спросил учитель. — Я отправился бы путешествовать,— цветил Серёжа. ...
Разноспрягаемые глаголы Рассмотрите таблицу и скажите, почему эти глаголы называются разноспрягаемыми. хотеть я хочу ты хочешь     по I спряжению он хочет мы х...
Глагол. Повторение изученного в IV классе... Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.