Гласные в приставках пре- и при-

В русском языке есть две приставки при- и пре-, в которых гласные в безударном положении произносятся одинаково. Чем же можно воспользоваться для различения приставок при- и пpe-? Ответьте на этот вопрос, рассмотрев таблицу:

Слова с приставкой при- Значение приставки в этих словах Слова с приставкой пре- Значение приставки в этих словах
Пришить, прибежать, пришкольный, приоткрыть присоединение

приближение

близость

неполное действие

 Презабавный, преспокойный, преувеличить сходно со значением слова очень

Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то это приставка при-. А если приставка близка по значении к слову очень, то это приставка пре-.

Привинтить, прескверный


 

1. Прочитайте. Озаглавьте текст. Как вы относитесь к Шуриному способу скрыть свою неграмотность?

Я ещё ни разу не посылал телеграмм, но знал, что настоящая телеграмма должна быть очень короткой. «Это хорошо,— подумал я — меньше ошибок насажаю». Текст телеграммы я придумал сразу: «Приехал поправляюсь Шура». Как будто коротко и ясно? Но оказалось, что не так уж ясно. Два вопроса сразу стали мучить меня: «приехал» или «преехал», «поправляюсь» или «паправляюсь»? Я старался изменить телеграмму, чтобы в ней не было ни одной безударной гласной. Но у меня ничего не выходило. Боясь, чтобы телеграфистка не влепила мне «двойку», я прибег к своему старому, испытанному способу: написал сомнительные буквы так, чтобы не было понятно: «е» это или «и», «а» или «о».

(А. Алексин.)

Запишите слова из телеграммы мальчика и письменно, объясните употребление гласных букв в приставках.

 

2. Определите по значению, в каких словах в приставке надо писать гласную а в каких — е. Перепишите слова (в строчку). Обозначьте орфограмму № 29.

пр..ехать

пр..лететь

пр..скакать

пр.. плыть

пр..катить

пр.. мчаться

пр..близиться

пр..бить

пр..вязать

пр..винтить

пр..делать

пр..бавить

пр..нять

пр..соединить

пр..скучный (рассказ)

пр..неприятное (событие)

пр..уменьшить

пр..возносить

пр..вокзальная (площадь)

пр..станционный (сквер)

пр..усадебный (участок)

На какое значение приставки при- нет примеров? Запишите 2-3 своих примера.

Составьте предложения с выделенными словами, подчеркните в них обстоятельства.

 

3. Спишите. Обозначьте орфограмму № 29. Назовите глаголы, обозначающие передвижение человека пешком.

ПрийтиПр..цепить, пр..интересный, пр..бегать, пр..седать, пр..колоть, пр..йти, пр..брежный, пр..бежать, пр..ползти, пр..касаться, пр..клеить, пр..гореть, пр..дорожный, пр..морский, пр..обрести, пр..ехать, пр..ковылять, пр..л..гать (усилия), пр..тащиться, пр..б..рать (в комнате), пр..р..стать, пр..скакать, пр..увеличить, пр..неприятный.

Укажите среди глаголов движения синонимы. Какие из них показывают, что человек движется с трудом?

Запишите, как образованы выделенные слова.

 

4. Запишите в скобках рядом с выделенными глаголами однокоренные глаголы с приставкой при-. Что обозначают эти глаголы?

Образец: Щека распухла (припухла).

1. Нож1 затупился. 2. Ветку согнули. 3. Откройте дверь. 4. Шофёр затормозил. 5. Мотоциклист заглушил2 мотор. 6. Витя, ты затворил дверь? 7. Малыш затих.

Распространите нераспространённые предложения. Какими членами предложения вы их распространили?

 

5. Здесь приведены объяснения лексических значений нескольких слов из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Какие это слова? Какую приставку надо в них писать и почему?

1. Лечь2 ненадолго. 2. Сесть на короткое время. 3. Встать наполовину, не во весь рост. 4. Временно остановиться. 5. Умолкнуть на время. 6. Немного ободрить. 7. Слегка поднять. 8.. Заболеть несильно, ненадолго.

В разговорной или в научной речи употребляется, последнее слово?

 

6. Запишите рядом с данными глаголами однокоренные глаголы с -ся на конце, а также существительные с той же приставкой, если они есть.

Притягивать, притягивание

1. Пр..двинуть, пр..мчать, пр..жать, пр..землить, пр..близить, пр..соединить. 2. Пр..ободрить, пр..остановить, пр..поднять.

К глаголу придвинуть подберите антоним.

 

7. Прочитайте. Почему полотнища палатки провисали по утрам?

Спишите. Над буквами, которые вы вставили в приставках, надпишите номера орфограмм.

Стоял конец сентября. Мы ночевали в палате.. . Когда мы просыпались на ра(с, сс)вет.., п..лотнища палатк.. пров..сали над головой и хрустели, на них лежал тяж..лый иней. Мы вып..лзали из палатк.. и тотчас ра..водили к..стёр3. Всё, к чему пр..ходилось пр..к..саться,— т..пор, к..телок, ветки — было ледяное и обжигало пальцы.

Прекратить, преобразовать, превратитьПотом в безмолв.. зар..слей под..малось солнце, и мы (не)узн..вали Протвы: все было пр..сыпано морозной пылью1.

(К. Г. Паустовский.)

В каких предложениях есть однородные члены?

 

Есть немало слов, в которых значение приставок при- и пре- определить очень трудно, например: приготовить, преодолеть. Правописание таких слов надо узнавать по словарю или запоминать.

 

8. В какой колонке помещены слова, в которых легко определить значение приставки? В каких из них в приставке пишется и, а в каких — е? Перепишите эти слова, обозначая орфограмму № 29. Потом по списку в рамке узнайте, с какой приставкой пишутся остальные слова, и тоже перепишите их. Орфограмму в них обозначьте так: Приготовить.

Буквы в скобках указывают, что у приставки в этом слове неясное значение.

Пр..мчаться, пр..цепить, пр..лечь, пр..волжский, пр..огромный, пр..тронуться, пр..ладить, пр..увеличить, пр..седание, пр..вскочить, пр..амурский, пр..интересный. Пр..обрёл, пр..готовили, пр..вращаются, пр..годились, пр..кратили, пр..смотримся, пр..глашаю, пр..выкаю, пр..образовали, пр..одолеют.

 

Как образованы выделенные слова?

 

Придумать9. Прочитайте. Почему стихотворение названо «Копейкин»? В каком слове нельзя определить значение приставки с пропущенной буквой?

Спишите. Устно объясните правописание вставленных букв.

Алексей пр..шёл из школы.

Он теперь пр..думал так:

— Если выучу гл..голы,

Сам себе д..ю пятак.

Если выучу пр..ставки,

Я потребую прибавки.

(А. Барто.)

 

10. В каких из данных слов с неясным значением приставки пишется и, а в каких — е? Запишите эти слова, обозначив орфограмму № 29.

Пр..глядеться, пр..способить, пр..сутствовать, пр..рекаться, пр..знать, пр..учиться, пр..небрегать, пр..помнить, пр..мерять, пр..целиться, пр..мирять.

Укажите вид данных глаголов.

Правильно ли будет сказать так: «В толпе я сразу признал товарища»?

 

11. Прочитайте текст и слова в рамках. Какая орфограмма выделена в этих словах?

Привет, пример, природаЕсть в нашем языке слова, в которых при- и пре- не являются приставкой, а составляют часть корня. Несколько таких слов приведено в рамках. Когда-то и у них выделялась приставка при- или пре-. Об этом говорит их этимология (происхождение). Но потом приставки «приросли» к корню и сейчас не выделяются. Состав этих слов стал проще.

Составьте и запишите словосочетания со словами из рамок. Обозначьте орфограмму № 4 (непроверяемые гласные).

Подберите однокоренные прилагательные к первым трём существительным из рамки; обозначьте в них суффикс, с помощью которого они образованы.

 

12. Какое качество особенно ценит в человеке известный авиаконструктор Герой Социалистического Труда С. А. Лавочкин? Перепишите его обращение к молодёжи. Над вставленными безударными гласными корня надпишите номера орфограмм № 1, 4, 13, 24.

 

Самое важное.

Притворить, претворитьЧеловек не может выб..рать себе наружность, но зато он имеет возможность выбрать более важн..ю вещь1 — характер. Мы мож..м сделать себя такими, какими нам хочется быть1. Очень важно быть настойчивым и упорным. Таким людям всё уд..ётся2 лучше, чем слабохарактерным.

С детства пр..учайте себя (не) отступать перед трудност..ми, (до)водить дело (до)конца, это в..йдёт в пр..вычку, и, когда выp..стете, у вас буд..т вел..колепное качество — настойчивость.

Обозначьте приставки в словах во втором абзаце.

Знаете ли вы людей, которые смогли воспитать в себе настойчивость? Как они этого добивались? Напишите об этом.

 

13. Прочитайте. Как объяснил М. М. Пришвин, почему он работает с черновиками? Спишите. В каких словах есть орфограмма № 29?

— Вы, наверно, прямо на машинк.. пиш..те, без черновиков?— спр..сил я у Михаила Михайловича Пришвина.

— Да нет, так не получае(т, ть)ся. Я пробовал, но не выход..т. Почему-то (не)пр..ходят сразу нужные слова, пр..ходи(т, ть)ся несколько раз переписывать, прежде чем найдёш4 их,—ответил Пришвин.

(По Ф. Каманину.)

Обозначьте состав выделенного слова. Как оно образовано?

 

14. Диктант. Подчеркните словосочетания «глагол = существительное». Обозначьте приставки при,- и пре-.

Пр..смотреться к работе, пр..готовиться к тренировке, пр..думать комплекс упр..жнений, пр..обрести спортивный к..стюм, пр..сутствовать на сост..заниях, пр..одолеть пр..пятствие, пр..ветствовать поб..дителя, пр..красный пр..мер для подр..жания, пр..зирать опас4ность, пр..гласить на пр..школьный участок, пр..мерное пр..лежание, пр..чина пор..жения, вел..колепный фотоа..парат, вполне пр..годный.

 

15. Изложение. Прочитайте главу «Среди серых камней» повести В. Г. Короленко «Дети подземелья». Выберите из неё описание подземелья. Составьте план изложения на тему «Подземелье». Какую главную мысль выбудете доказывать? Напишите выборочное изложение.


  1. Сделать фонетический разбор слова [] [] [] []
  2. Сделать морфологический разбор слова [] [] []
  3. Сделать синтаксический разбор предложения []
  4. Возможный пропуск буквы [] []

Похожие записи:

Сложносокращённые слова Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»? Почему подчёркнутые в таблице ...
Производящая основа Как образованы (произведены) данные слова? Что в них взято из другого слова? Что прибавлено? Основа слова, которая использована для обр...
Словообразование. Повторение изученного в IV класс... Окончание — это значимая часть изменяемого слова, которая образует различные формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. С...
Буквы о и а в корнях -кос- — -кас-, -гор- — -гap-... Какая безударная гласная пишется в корне этих слов, если после корня стоит суффикс -а-? А если после корня нет суффикса -а-?   1. -Кос-...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *