Лексика и фразеология. Повторение изученного в IV классе


Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

То, что обозначает слово, есть его лексическое значение.

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Слова, помимо прямого значения, могут иметь переносное значение.

Слова одной и той же части речи, одинаковые в начальной форме по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются омонимами.

Синонимы — это слова, которые обозначают одно и то же, но по-разному. Они отличаются друг от друга оттенками значения и употреблением в речи.

Антонимы — это слова с противоположным значением.


 

1. Прочитайте. Кто из спорящих прав? Докажите, используя другие примеры: (птичье) перо и (ученическое) перо, рукав (рубашки) и рукав (реки). Журавль (птица) и журавль (колодец) — два значения многозначного слова или омонимы?

Выпишите реплики Колечки, оформив их в виде предложений с прямой речью. Выпишите, слова с пропущенными буквами и со скобками. Обозначьте орфограммы № 1, 2, 7, 12, 21 на месте пропусков и скобок:

— А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый1 Колечка.

— Ну, это просто, — пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович. — Нешто ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.

— А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был, — задумчиво заметил Петрак. — Птица, раньше об..явилась…

— Факт, раньше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.

Поражать— Конечно, раньше, какой разговор! — ск..зал Анатолий Иванович строго. — Только была она без названия.

— Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.

(Ю. Нагибин.)

Разговорная эта речь или деловая?

 

2. Прочитайте. Что изменилось в природе после дождя? Спишите. Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. В каких из них перенос произошёл по цвету, а в каких действия человека приписаны неодушевлённым предметам?

После дождя.

Дождик прош..л по с..довой дорожк…2

Капли на ветках в..сят, как серёжки.

Трон..шь берёзку — она встрепенёт3ся

И засмеёт(?)ся. До слёз4 засмеёт5ся.

Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках лист..ев, на каждой травинк..

По огонёчку, по серебринк..

(А. Я. Яшин.)

Назовите: 1) словосочетания «глагол + существительное с предлогом»; 2) сочетание подлежащего со сказуемым, выраженным глаголом в прошедшем времени.

 

3. Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

Проверьте себя по «Словарю».
Караван
1. Какой караван не может двигаться6 по пустыне? 2. Какую линейку не используешь для черчения? 3. Из какого автомата нельзя стрелять?

Составьте предложения с выделенными словами в разных значениях.

 

4. Подберите антонимы к прилагательным и запищите получившиеся словосочетания.

Горячий (кофе, человек). Мягкий (грунт, климат, матрац). Лёгкий (камень, урок, мороз). Свежий (хлеб, журнал, воротничок).

Составьте с любыми антонимами предложения с союзом а.

 

5. Прочитайте. Озаглавьте текст. Назовите синонимы к выделенному слову. Можно ли в данном тексте использовать синонимы к слову ответил.

Ответить, отозваться, откликнуться, тормоз, возражать, резинаОтец пересмотрел запас7ные8 камеры, почистил свечи в мотор.., проверил и подтянул торм..за и долго заливал в бак горючее, что-то записывая и подсчитывая в своём блокноте.

— Интерес9ная, брат, у меня вещь получается,— весело сказал он Сергею.— По всем данным выход…т, что литров под три. дцать горючего я с10экономил. Таким образом, мож..м мы с вами, Сергей Андреевич, новым путём домой отбыть. Через другой перевал.

Помн..шь, рассказывал я о нём?

— Помню,— ответил Сергей.— А может, там дорога плохая?

Но отец хотел (с, з)делать приятное Сергею и отмахнулся от его возражений.

— Дорога там замечательная! — сказал он твёрдо.

(П. Павленко.)

Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками.

Выпишите словосочетания «глагол + существительное в винительном падеже без предлога».

Назовите предложения с обращениями, объясните знаки препинания при них.

 

6. Спишите, устраняя излишнее повторение выделенного слова.

Лето было сухое, д..жди почти (не) вып..дали11. Жара ст..яла нест..рпимая. В жару ребята не выл..зали из реки. Но от жары и там трудно спустись: вода была тёплая.

Назовите орфограммы на месте пропусков.

Какие звуки обозначены выделенными буквами?

 

7. Прочитайте материалы к сочинению. Определите по ним, на какую тему можно написать сочинение. Как его можно озаглавить? В каком, абзаце материалы собраны для описания: 1) столика, 2) вазы, 3) цветов?

Маленький столик у окна, лакированная крышка, отражение предметов;

хрустальная ваза с цветами, сверкают и переливаются грани под лучами солнца;

в вазе несколько роз; нежные лепестки; пышные, махровые цветки.

Составьте и запишите 5—6 предложений, используя данные материалы.

А. М. Герасимов «После дождя»

Густой, частый, плотный 8. Рассмотрите репродукцию картины. А. М. Герасимова «После дождя» и прочитайте материалы к сочинению по ней.

Для описания каких деталей картины можно использовать материалы каждого из абзацев? Спишите, дополнив данные материалы. Используйте синонимы из рамок.

Подготовьте устное сочинение.

Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет;

круглый стол на резных ножках; букет цветов в графине; часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола;

крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе.

 

9. Проведите наблюдения и запишите в форме материалов к сочинению, что вы видите из окна вашего дома (школы). Какие предметы находятся ближе всего к вам, какие — дальше, какие — совсем далеко от вас? Очертания каких предметов видны отчётливо? Какова окраска предметов? Учтите, что предметы выглядят по-разному в разное время суток, при разном освещении.

Подчеркните слова, употреблённые вами в переносном значении. Какие синонимы, помещённые в рамке, вы использовали в своих материалах?

  1. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  2. Сделать синтаксический разбор предложения []
  3. Возможный пропуск буквы []
  4. Сделать фонетический разбор слова []
  5. Возможный пропуск буквы []
  6. Сделать морфологический разбор слова []
  7. Возможный пропуск буквы []
  8. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  9. Возможный пропуск буквы []
  10. Возможный пропуск буквы []
  11. Сделать синтаксический разбор предложения []

Похожие записи:

Заимствованные слова Словарный состав языка постоянно пополняется: возникают новые значения у известных слов, образуются новые слова с помощью приставок, суффиксов и т. д....
Фразеологические обороты Прочитайте предложения, записанные в левом и в правом столбиках. Какими членами предложения являются выделенные слова и сочетания слов? 1. ...
Устаревшие и новые слова На рисунке изображена витрина музея. В ней помещены предметы одежды и быта, которыми мы сейчас не пользуемся. Это кафтан, ботфорты, треуголка, лапти, ...
Повторение лексики и фразеологии... Контрольные вопросы и задания. 1. Какие слова называются диалектными, какие — профессиональными? 2. Какие слова называются заимствованными? 3...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.