Личные местоимения. Возвратное местоимение себя

Кто хочет мира? Он, и ты, и я — простые люди всех оттенков кожи.

Почему выделенные местоимения называются личными?

Назовите местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Личные местоименияИногда при склонении личных местоимений меняется всё слово, например: в именительном падеже — я, а в — родительном совсем другая основа — меня. Иногда в корне происходит чередование: тебя — тобою, меня — мне.

Местоимение 3-го лица он изменяется по родам: она, оно.

 

1. Просклоняйте все личные местоимения устно, а местоимение я письменно.

 

Местоимения с глаголами2. Составьте с данными глаголами словосочетания «глагол + личное местоимение я в косвенном падеже».

Укажите падеж местоимения. Обозначьте орфограмму № 6.

Образец: беспокоишься обо мне (о ком?).

Пр..близился (к кому?), бе..покоился (о ком?), с..ревновался (с кем?), ра..стилалась (перед кем?), (не)смейся (над кем?), пр..готовить (для кого?), (не)ра..страивай (кого?).

Включите словосочетания из рамки в предложения с прямой речью.

 

3. Спишите, раскрывая скобки и ставя пропущенные запятые. Обозначьте падеж каждого местоимения.

Образец: Дождь загнал (мы) в укрытие.— Дождь загнал нас в укрытие.

1. Мы молодой весны гонц.. она (мы) выслала вперёд. (Ф. И. Тютчев.) 2. Ласточ1ка с весною в сени к (мы) летит с (она) и солнце краше, и весна милей2. (А. Н. Плещеев.) 3. Лёд трескался ломался на отдельны.. глыбы; вода всплёскивалась между (они). (С. Т. Аксаков.) 4. Сирень в цвету, сирень над (мы). Как будто бы издалека на (мы) плывут между домами сирёневы.. обл..ка. (В. Товарнов.)

Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени как члены предложения.

 

4. Местоимения ты, вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо.

В каких предложениях местоимения употреблены в таком значении? Спишите. Назовите орфограммы на месте пропусков.

1. «Весна!» — читаешь в каждом взор..; и ты, как праз..нику, ей рад. (А. Н. Плещеев.) 2. Здрав3ствуй, мама! Как ты себя чу4ствуешь? 3. Зна..те ли вы, например, какое наслаждение выехать5 весною до зари? Вы выход..те на крыльцо… Вот вы сели: лошади разом тронулись… Вы ед..те… Вам холодно немно..ко, вы закрыва..те лицо воротником шинел..; вам дремл..тся. (И. С. Тургенев.)

Объясните постановку знаков препинания во втором предложении.

 

5. Замените местоимения 1-го лица местоимениями 3-го лица в отрывке из V главы повести В. Г. Короленко «Дети подземелья», начиная со слов: «Я пошёл тихо..» и кончая словами: «… надо дожидаться Валека». Используйте для замены также подходящие по смыслу существительные. Запишите получившийся текст.

 

Рассмотрите таблицу. Какая особенность в склонении местоимения он имеется в косвенных падежах?

 

ждать его

послать ему

заниматься им

ждать у него

послать к нему

заниматься с ним

 

После предлогов у местоимений 3-го лица появляется н (у него, возле них, около неё).

 

У неё6. Спишите, заменяя выделенные существительные местоимениями. Вставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму № 6.

1. Раз мы поймали м..лодого журавля и дали журавлю лягушку. Журавль лягушку прогл..тил. Дали другую третью6 четвёртую пятую — прогл..тил. 2. Подрезали мы этому журавлю крылья и стал журавль за женой всюду х..дитьи((Сделать синтаксический разбор предложения)). 3. Жена корову д..ить — и Журка с женой, и в огород за женой, и на п..левые колхозные7 работы ходит с женой, и за водой. 4. Пр..выкла к журавлю жена, и без журавля жене уж скучно, без журавля никуда. 5. Крикн..т: «Фру-фру!», журавль к жене б..жит. Такой умница!

(По М. М. Пришвину.)

Укажите существительное общего рода.

 

7. Прочитайте. Укажите недочёты в употреблении местоимений. Спишите, внося необходимые исправления.

Заглавие, подзаголовокПервая страница книги называется титульной. По ним делается описание книги. На титульном листе вашего учебника крупным шрифтом набрано заглавие «Русский язык». Подзаголовок «Учебник для 5—6 классов» он об..сняет, назн..чение книг.. . В самом низу титульного листа помещены выходные данные: где, каким издательством и когда выпущена книга. Важно, чтобы описание книги было правильным: по ней мы разыскиваем нужную книгу в библиотеке.

Назовите слова из области библиотечного дела.

 

8. Диктант. Подчеркните личные местоимения. Обозначьте их падеж.

1. В (не)обычной тишине ранн..м туманы..м утром; (надо)мной (серо)голубое весе(н,нн)ее небо; (передо)мной (не)объятные поля, (не)ясные очертания; взбирается на холм; слева (от)меня (невысокие деревья с (б..рхатисто)сер..м стволом и (не)подвижной листвой; (голубовато)зелёная хвоя; дли(н,нн)ые побеги у тополи(н,нн)ых ветвей; (не)настоящий, а сказочный лес; слева (от) меня (небольшой овраж.ж, (не)извес8ная реч..нка; пусты(н, нн)ый (зелёно)ж..лтый берег. 2. К семнадцат.. прибавить восем9сот восем10десят семь.

 

Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа, например: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя. Возьмите себе.

Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?

 

9. Вставьте в нужной форме местоимение себя и обозначьте его падеж.

1. Для — — жить — тлеть, для сем..и — г..реть, а для народа — св..тить. 2. (Не) кричи о — —, пусть другие (о) тебе хоть тихо скажут. 3. Нет лучше шутк..11, чем над — —.4. Кто только о — — хлопоч..т, тот о других и знать (не) хочет.

Укажите начальную форму выделенного местоимения.

 

10. Замените выделенные слова и словосочетания фразеологическими оборотами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения. Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека?

1. Этот человек хитрый и скрытный. 2; Всё устроилось без особых усилий. 3. Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади. 4. Читай молча (не вслух). 5. После болезни мальчик плохо выглядит.

Для справок: прийти в себя, себе на уме, само собой, про себя, на себя не похож.

 

11. Устраните недочёты в употреблении местоимений.

Образцы: 1) Ученик вынул из портфеля учебник и положил его (портфель или учебник?) на парту.— Ученик вынул из портфеля учебник и положил книгу на парту. Или: Ученик вынул из портфеля книгу и положил её на парту. 2) Тренер приказал ребятам отнести спортинвентарь к себе (к ребятам? к тренеру?).— Тренер приказал ребятам, чтобы они отнесли спортинвентарь к себе. Или: Тренер приказал ребятам, чтобы они отнесли спортинвентарь к нему.

1. Плотник вынул из ящика рубанок и положил его (ящик или рубанок?) на верстак. 2. Охотник снял колпач..к с головы беркута и подбросил его (колпач..к или беркута?) в воздух. 3. Строители посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него (от фильма или кинотеатра?) у них осталось неизгладимое впечатление. 4. Учитель предложил12 Мише и Коле отнести тетради к себе (к учителю? к Мише?) домой. 5. Сосед попросил сестру налить себе (соседу? сестре?) воды. 6. Петя велел братьям купить себе (Пете? братьям?) новые авторучки.

Какие имена существительные обозначают людей по роду их занятий, по профессии?

 

Упасть, свалится, слететь12. Сочинение. Напишите по рисункам рассказ «Как я однажды помогал маме». Расскажите, с чего всё началось, как развивались события и чем они закончились. В какие части рассказа уместно включить диалог, описание места действия? В какой части вашего рассказа описан самый острый момент в развитии действия? Употребите в сочинении синонимы из рамки.

Подчеркните в вашем сочинении личные местоимения.

Напишите рассказ по рисункам

  1. Возможный пропуск буквы []
  2. Сделать синтаксический разбор предложения []
  3. Возможный пропуск буквы []
  4. Возможный пропуск буквы []
  5. Сделать морфологический разбор слова []
  6. Сделать морфологический разбор слова []
  7. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  8. Возможный пропуск буквы []
  9. Возможный пропуск буквы []
  10. Возможный пропуск буквы []
  11. Сделать морфологический разбор слова []
  12. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []

Похожие записи:

Указательные местоимения Прочитайте предложения, в которых выделено местоимение. Понятно ли было бы без предыдущего, на что указывает это местоимение в каждом предложении? ...
Относительные местоимения Прочитайте вопросительные предложения и укажите в них вопросительные местоимения. Прочитайте повествовательные предложения. Простыми или сложными о...
Местоимение как часть речи Скворец летел к себе домой, Летел дорогою прямой. Он изучил за много лет Её по множеству примет. (С. Михалков.) Кто это он? Что изучил ...
Отрицательные местоимения От каких местоимений и с помощью чего образованы отрицательные местоимения? Какая приставка в этих местоимениях всегда безударная, а какая — ударная? ...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.