Местоимение как часть речи

Скворец летел к себе домой,

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет.

(С. Михалков.)

Кто это он? Что изучил он (скворец) за много лет? Могли бы мы ответить на эти вопросы, если бы не было первых двух строчек? Являются, ли слова он, она названиями предметов или только указывают на эти предметы? Какой частью речи являются выделенные слова?

 

Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какие — на признак, а какое — на количество? На какие вопросы отвечают эти местоимения?

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. А сейчас ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и откроется настоящая весна.

В каких падежах стоят выделенные местоимения? Какими членами предложения они являются? В каком роде и числе стоит местоимение такая (погода), такой (день), такое (солнце), такие (ребята)?

 

Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

 

1. Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения. Обозначьте падеж выделенных и вставленных местоимений.

Образец: Весенний лес почти прозрачен, — — лёгкий весь и

И.

голубой.— Весенний лес почти прозрачен, он лёгкий весь и голубой.

1. Я услыхал сегодня первый гром, — — в полдень прогремел из тучки малой. (А. А. Голенищев-Кутузов.) 2. Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что — — горячим светом по листам затрепетало. (А. А. Фет.) 3. Светла, как детский1 взор, река, и ветви ив склонялись к — —. (А. Н. Плещеев.) 4. Всё чаще снится мне мой корабельный бор. В нагорной2 вышине раскинул — — шатёр3. (Л. Татьяничева.)

На что указывают вставленные местоимения?

В каком значении использовано слово дети при образовании от него прилагательного детский?

 

2. Спишите. Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения.

(С) земли ещё (не) сош..л снег, а в душу уже прос..тся весна4. Если вы когда-нибудь вызд..равливали (от) т..жёлой болезни, то вам извес..но блаженное состояние, когда замира..шь (от) смутных предчувствий и улыба..шься (без) всякой причины. По-видимому, такое же состояние пережива..т теперь и пр..рода.

(А. П. Чехов.)

Назовите глаголы, употреблённые в переносном значении.

 

3. Озаглавьте и спишите текст. Обозначьте падеж выделенных местоимений. В предложениях с местоимением-подлежащим подчеркните сказуемое.

Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаю..ся в лужах вместе с воробьями. Речка надувае..ся и темне..т; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы5, но уже живут, дыш..т.

КанаваВ такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязн..ю воду в к..навах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн..ю или лазить на деревья и пр..вязывать там скворечни.

Да, всё хорошо в это счастлив..ое время года.

(А. П. Чехов.)

Укажите предложение, соответствующее схеме: —, =, но =, =. Назовите качественные имена прилагательные.

 

4. Укажите недочёты в употреблении местоимений. Перепишите в исправленном виде.

1. Я заходил к учительнице, но их (не) было дома. 2. После сна первый отряд пош..л в лес. Они долго (не) возвр..щались. 3. Враг был силён, но они скоро сд..лись. 4. Собач..нке было три недели, и у него начали прорезаться глаза.

Подберите к выделенному слову однокоренные слова и запишите их столбиком. Поставьте ударение в словах.

 

Местоимений в русском языке немного, но они часто употребляются. По значению и грамматическим особенностям выделяется несколько разрядов местоимений.

  1. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  2. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  3. Сделать синтаксический разбор предложения []
  4. Сделать синтаксический разбор предложения []
  5. Сделать морфологический разбор слова []

Похожие записи:

Относительные местоимения Прочитайте вопросительные предложения и укажите в них вопросительные местоимения. Прочитайте повествовательные предложения. Простыми или сложными о...
Определительные местоимения... Определительные местоимения изменяются по родам, падежам и числам. 1. Прочитайте. Укажите определительные местоимения вместе с теми словами, от кот...
Указательные местоимения Прочитайте предложения, в которых выделено местоимение. Понятно ли было бы без предыдущего, на что указывает это местоимение в каждом предложении? ...
Личные местоимения. Возвратное местоимение себя... Кто хочет мира? Он, и ты, и я — простые люди всех оттенков кожи. Почему выделенные местоимения называются личными? Назовите местоимения 1, 2 и 3...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.