Морфологический способ образования слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Образование слов с помощью приставок

Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный способы, сложение — всё это разновидности морфологического способа словообразования (словопроизводства).

 

1. Выпишите слова, образованные: 1) приставочный, 2) суффиксальным, 3) приставочно-суффиксальным способами. Укажите способ их образования.

Опенёк, пень

Прик..саться, г..релый, распол..жить, р..сточек, выт..реть, наез..ник, выр..стать, уз..конить, ож..вить.

Обозначьте орфограммы на месте пропусков.

 

2. Расположите однокоренные слова столбиком. Обозначьте в них части слов, поставьте в словах ударение. Как образованы слова, у которых основа больше корня?

Образец словПоловик, пол, полотёр, подполье. Стенной, настенный, стена. Водопровод, водопой, наводнение, вода, заводь. Стёклышко, застеклить, стекло, стеклотара.

Какие из однокоренных слов являются проверочными для других?

Какой ещё способ проверки проверяемых безударных гласных корня вы знаете?

Назовите слова, которые можно использовать при описании комнаты.

 

2. Существительные, образованные бессуффиксным способом, часто используются как заголовки в плане. Прочитайте запись из тетради ученика. Какое существительное ученик употребил не в том значении, в котором оно обычно употребляется? В каком случае он придумал несуществующее слово?

1. Мне выходить на сцену.2. Мама уехала в родной городок.3. Петя отказался выполнить просьбу.4. Брат интересно рассказал о работе.

5. Мы передохнули на полянке.

Мой выход.Уезд мамы.Отказ Пети.Интересный рассказ.

Передох на полянке.

Исправьте примеры с ошибками и запишите их в исправленном виде.

 

3. Прочитайте. Подберите такой заголовок, который передавал бы шутливое содержание текста. Спишите. Поставьте пропущенные запятые. В выделенных словах обозначьте те части слова, с помощью которых они образованы. Образец см. в упражнении 1.

Разл..жил Гена книги и тетради на столе на тумбочк.. на подоконнике. Р..шил он всерьёз подготови(т, ть)ся к завтрашнему сочинению. Да и папин приказ насч..т уроков ему вспомнился.

А тут вдруг через ра..крытую форточку из совхозной рощиц.. донёсся голос кукушк.. .

— Кукушка кукушка что я получу за соч..нение? — заг..дал Гена.

— Ку-ку,— послышалось (в) ответ.

— Так и знал! — разозлился Гена.— Что же зря стара(т, ть)ся.

Назовите предложение с обращением.

Над какими орфограммами вы работали, вставляя пропущенные буквы?

 

4. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте в них орфограммы на месте пропусков.

Перед вами два слова: зонт и зонтик. Какое из них от какого было обр..зовано? Так и хоче(т, ть)ся ск..зать, что второе от первого. Ведь в слове зонтик есть уменьшительно-л..скательный суффикс -ик. При помощ.. этого суффикса оно, каже(т, ть)ся, и обр..зовалось от слова зонт.

Не уд..вляйтесь1, но такой ответ буд..т ошибоч2ным3. Вам предл..жили задачу, p..шить которую не так ле..ко. Вот что говорят об этом уч..ные.

В XVIII веке к нам пришло из голландского языка слово зонтик; ик было в нём част..ю корня. Но эту часть иноязыч4ного слова стали считать уменьшительно-ласкательным суффиксом, как в исконно русских словах мостик, винтик и многих других. А раз есть слово с таким суффиксом, то должно быть слово и без него. Так и р..дилось существительное зонт. Знач..т, оно обр..зовалось от слова зонтик.

— Какой любопытный случай! — скажете вы5.

Да, это особый и ре..кий способ образования слов, который называе(т, ть)ся обратн..м словообразованием. При обратн..м способ.. словообразования более простое по составу слово обр..зуе(т, ть)ся от более сложного.

Подберите и запишите однокоренные слова к слову удивляйтесь; обозначьте в них корень, поставьте ударение.

 

Кружево5. Прочитайте текст, разделите его на части. Прочитайте план этого текста. Все ли части отражены в нём? Дополните план и запишите его. Спишите текст, выделяя абзацы в соответствии с планом.

Представ..м себе, как выгляд..т старинная изба на русском Севере. Высокое крыльцо. Из кленовых сеней через низкую дверь мы вход..м в просторную горницу. Всё в доме сделали руки хозяина и хозяйки. Каждую вещь они украсили яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву.

СениНа столе стоит резная деревянная солонка-уточка, чудесные ковши-лебеди. Вдоль стен — липовые лавки, треть6 комнаты занима..т кирпичная печь, около неё висит льняное вышитое полотенце. Вплоть до сегодняшнего дня живёт древнее искусство русского народа.

План: 1. Вход в избу. 2. Домашняя утварь. 3. Обстановка в горнице.

Назовите по 1-2 слова, образованных приставочным и суффиксальным способами.

В каком значении употреблено выделенное слово? Какие ещё его значения вам известны?

 

6. Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов.

Обозначьте части слов с пропусками букв. При описании чего можно использовать данные слова и словосочетания?

Скатерть, салфетка, бахрома, карниз, картинаЭстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной к..лендарь, льняной скат..ртью, длинной б..хромой, в глинян..м гр..фине, пр..крыть с..лфеткой, к..рниз над окном, б..тарея ц..нтрального отопления, паркетный пол, деревянную кр..вать, вых..д на б..лкон, огр..дительная р..шётка, пр..красную кв..ртиру.

 

7. Сочинение. Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Что изображено на картине? Какое это время года? Как вы это определили? Как художник показывает, что это комната в современном городском доме? Что делает девочка? Как характеризует эта комната её хозяйку? Какова будет основная мысль вашего сочинения? Подумайте, в какой последовательности вы будете описывать картину. Используйте, если потребуется, синонимы из рамок.

 

Яблонская Т. Н. «Утро»

  1. Сделать морфологический разбор слова []
  2. Возможный пропуск буквы []
  3. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  4. Возможный пропуск буквы []
  5. Сделать синтаксический разбор предложения []
  6. Сделать морфологический разбор слова []

Похожие записи:

Неморфологические способы образования слов... Слова в русском языке могут образоваться слиянием сочетания слов в одно слово. Например, сочетания двух слов трудно доступный, с начала (года) сливают...
Словообразование. Повторение... Контрольные вопросы и задания. 1. Как различить на письме гласные в приставках при- и пре-? Чем объясняется, что правило об их правописании охватыв...
Сложносокращённые слова Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»? Почему подчёркнутые в таблице ...
Производящая основа Как образованы (произведены) данные слова? Что в них взято из другого слова? Что прибавлено? Основа слова, которая использована для обр...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.