Морфология. Повторение изученного в IV классе

1. Спишите. Какие правила вы применяли, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки? Обозначьте склонение существительных женского рода и спряжение глаголов.

Закат т..жело пыла..т на кронах дерев..ев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно лета..т и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах — звучание вечера, догоревшего дня. А вечером бл..снёт наконец озеро, как ч..рное, косо поставленное зеркало. Ноч1 уже стоит (над)ним и смотр..т (в)его тёмную воду, —ноч2, полная звёзд. На запад.. ещё тлеет заря, в зар..слях волч..их ягод кр..чит выпь, и на мшарах3 бормоч..т и воз..тся журавли, обеспокоенные дымом, к..стpa. Всю ноч4 огонь5 к..стра то разгорает6ся, то гасн..т.

(К. Г. Паустовский.)

Из первого предложения выпишите: 1) словосочетания, указав в них главные слова; 2) сочетание подлежащего со сказуемым.

 

2. Спишите. Над прилагательными надпишите род, число и падеж (если есть).

Луговая речка бежит по ровной д..лине или по широкому лугу. Извилистые берега её обрастают местами лозняком, вербою и ольхой, а местами осокой и другими береговыми травами; дно её ровно и гладко, и глубина почти везде одинакова.

(С. Т. Аксаков.)

К выделенному слову подберите антоним.

Выпишите 2—3 прилагательных, которые состоят из корня, суффикса и окончания. Выделите в них корень.

 

3. Прочитайте. Озаглавьте рассказ словами из текста. Укажите в тексте элементы описания.

Спишите. В 1-м абзаце подчеркните глаголы несовершенного вида. Во 2-м и 3-м абзацах над глаголами укажите спряжение, время, лицо, число, род.

На кустах акаци.. с..дело много вороб..ёв. Подкрался я к ним поближе, нацелился своим аппаратом, гляжу в гл..зок. Вот передо мной на ветк.. воробышек. Да какой, оказываемся, нарядный! Я раньше этого и (не)замечал. Верх головк.. серенький, будто серенькая шапоч7ка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие. Вверху, на крыльях — белая поло..ка.

Пов..рнул воробышек ко мне голо..ку, словно и впрямь фотографироваться хоч..т. Гляжу —щ..чки, (у)него почти беленькие, а под шейкой большое ч..рное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!
Рядом (с)ним воробьиха с..дит. Она не такая нарядная, вся серенькая.

(Г. Скребицкий.)

При объяснении каких орфограмм нужно опираться на связь между словами?

Назовите падеж выделенных слов.

 

4. Напишите сочинение на одну из тем: «Моё любимое животное», «Моё любимое растение», «Памятный день летних каникул», «Понравился ли мне мой летний отдых?». Озаглавьте своё сочинение.

Какую мысль вы будете доказывать?

 

Памятка.

Как совершенствовать написанное.


1. Читая своё сочинение (изложение) первый раз, следите за тем, раскрыта ли тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно, нет ли пропусков мыслей, излишних подробностей, а также фактов, не относящихся к теме. Во время чтения делайте пометки на полях.

2. Внесите необходимые исправления по сделанным пометкам.

3. Читая сочинение (изложение) второй раз, исправьте грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки и речевые недочёты.

4. Прочитайте свою работу третий раз. Если нужно, внесите дополнительные исправления.

Пометки:

I. Неточности в содержании:

Ф — фактическая ошибка или неточность;
[ ] — лишняя часть (лишнее слово, выражение);
V — пропуск;
Z — не выделен абзац:
X — неоправданно выделен абзац;
|_|‾| — нарушена последовательность в изложении мыслей.

II. Речевые недочёты:

П — неоправданное повторение одних и тех же слов;
Л — неправильное употребление слова.

III. Грамматические ошибки:

Г — неправильное образование слова, формы слова, неправильное построение словосочетания, предложения.
Если потребуются другие пометки, добавьте их.


  1. Возможный пропуск буквы []
  2. Возможный пропуск буквы []
  3. Болото, поросшее мохом и кустарником []
  4. Возможный пропуск буквы []
  5. Сделать фонетический разбор слова []
  6. Возможный пропуск буквы []
  7. Возможный пропуск буквы []

Похожие записи:

Однородные члены предложения. Обращение.... 1. К каждому выделенному слову подберите несколько однородных членов. В 3-м и 4-м предложениях последний однородный член присоедините союзом и. Расста...
Орфография. Повторение изученного в IV классе... 1. Прочитайте. Сколько здесь разных орфограмм на месте пропусков букв? Распределите слова по группам в соответствии с этими орфограммами. Ш..рстка,...
Словосочетание. Предложение.... Прочитайте. Какова основная мысль текста? Найдите побудительное предложение. Какой знак препинания стоит в конце его? Дорогие юные друзья! Лес вход...
Синтаксический разбор предложения... Порядок разбора: 1. Вид предложения по цели высказывания. 2. Является ли предложение восклицательным. 3. Простое или сложное предложение. ...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.