Морфология. Повторение изученного в IV-V классе

Что изучается в морфологии? Перечислите известные вам части речи.

Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов? Что общего имеют и чем различаются склоняемые части речи? Вспомните порядок морфологического разбора изученных частей речи.

Перечислите постоянные признаки: 1) существительных, 2) прилагательных, 3) числительных, 4) местоимений, 5) глаголов. Перечислите непостоянные признаки этих же частей речи.

 

1. Прочитайте. Как подействовала на Пантелея Прокофьевича красота осеннего леса? Выпишите по два существительных и прилагательных и письменно разберите их как части речи.

За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом пад..ли с тополей сухие листья1. Кусты ш..повника ст..яли, будто об..ятые плам..нем, и красные ягоды в ре..кой листве их пылали, как огне(н, нн)ые языч2ки. Горький, всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры заполнил лес. Ежевич2ник — густой и хва..кий опут..вал землю; под спл..тением ползучих ветвей его искус2но прятались от солнца (дымчато)сизые, зрелые кисти ежевики. На мёртвой тр..ве в тени3 до (полу)дня лежала роса, бл..стела посеребрённая ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щ..бетанье дроздов-рябинников нарушало тишину4.

Молчаливая, строгая красота леса умиротворяюще подействовала на Пантелея Прокофьевича. Он тихо ступал меж кустов, разгребая ногами влажный4 покров опавш..й листвы.

(М Шолохов.)

Назовите падеж выделенных слов.

Выпишите слова с пропусками и со скобками. Обозначьте соответствующие орфограммы.

 

2. Прочитайте. С чьей точки зрения обстановка комнаты незнакомца казалась бедной и некрасивой? Выпишите местоимения, сгруппировав их по разрядам. Разберите письменно по одному местоимению каждого разряда. Спишите, расставляя пропущенные запятые при однородных членах.

Каштанка с..ела много но не наелась а только оп..янела от еды. После обеда она разлеглась среди комнаты прот..нула ноги и, чувствуя во всём теле пр..ятную истому, зав..ляла хвостом. Пока её новый хозяин, развалившись (в)кресл.., курил сигару, она в..ляла хвостом и р..шала вопрос, где лучше ей: у (не)знакомца или у столяра? У (не)знакомца обстановка бедная и (не)красивая: кроме кресел дивана лампы и ковров, (у)него нет (ни)чего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол верстак куча стружек рубанки стамески пилы клетка с чижиком лохань; у (не)знакомца (не)пахнет (ни)чем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем лаком и стружками. Зато у (не)знакомца есть одно очень важное преимущество — он даёт много есть, и, надо отдать ему полн..ю справедливость, когда Каштанка сидела перед столом и умильно гл..дела (на)него, он ни разу (не)ударил её.
(А. П. Чехов.)

 

3. Понаблюдайте за заходом солнца в том месте, где вы живёте (в городе, селе, за городом, в горах, в степи, у моря, около леса и т. д.), за изменением красок, звуков. Запишите 5—6 предложений или составьте связный текст на тему «Заход солнца». Подчеркните прилагательные, укажите их род, число, падеж. Какие из прилагательных качественные?

 

4. Напишите сочинение на тему «Любимый уголок природы». Озаглавьте своё сочинение.


  1. Сделать синтаксический разбор предложения []
  2. Возможный пропуск буквы [] [] []
  3. Сделать фонетический разбор слова []
  4. Сделать морфологический разбор слова [] []

Похожие записи:

Орфография. Повторение изученного в IV-V классе... Что изучается в орфографии? В каких частях слова встречаются непроверяемые гласные и согласные? В каких частях слова встречаются проверяемые и чере...
Фонетика. Лексика. Фразеология.... Что изучается в фонетике? Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные. Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными,...
Словообразование Что изучается в словообразовании? Как разбирается слово по составу? Как производится словообразовательный разбор? Что общего между морфологическим ...
Синтаксис. Пунктуация. Что изучается в синтаксисе? Приведите примеры словосочетаний "прилагательное+существительное", "существительное+существительное", "глагол+существитель...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *