Неморфологические способы образования слов

Слова в русском языке могут образоваться слиянием сочетания слов в одно слово. Например, сочетания двух слов трудно доступный, с начала (года) сливаются воедино и образуют новые слова труднодоступный (перевал), сначала (сделал). При слиянии сочетания знаменательных слов в одно слово образуется сложное слово. При слиянии предлога со знаменательным словом предлог становится приставкой.

Новые слова образуются также путём перехода из одной части речи в другую. Например, в предложении Больной мальчик быстро поправляется выделенное слово является именем прилагательным (какой мальчик?). А в предложении Больной чувствует себя хорошо — именем существительным (кто чувствует себя хорошо?). Слово больной из прилагательного перешло в существительное, образовалось новое слово — существительное больной.

Слияние сочетания слов в одно слово и переход одной части речи в другую — это неморфологические способы образования слов.

При неморфологическом способе словообразования слова используются целиком, например: столовая посуда — новая столовая; вечно зелёный кедр — вечнозелёный кедр. При морфологическом же способе словообразования берутся части слов: основы, приставки и суффиксы, из которых складываются новые слова.

 

1 Рассмотрите рисунки. Как художник показал образование сложных слов путём слияния? Расскажите по рисункам, как образовано это слово.

Мойдодыр

 

2. Продолжите составление таблицы, пользуясь приведёнными внизу словами. Какой это из, неморфологических способов образования слов?

Сочетание слов

Новое слово
мало заметныйшироко известный

малозаметный (недостаток)

широкоизвестный (факт)

 

 

Для справки: привлекательный, рослый, прошедший, играющий; давно, высоко, долго, мало.

 

3. Какой частью речи являются выделенные слова? Как образовались те из них, которые выделены в правой колонке?

Образец рассуждения: В словосочетании военное время слово военное отвечает на вопрос имени прилагательного какое?

Оно изменяется по родам: военный завод, военная тайна, военное время. Значит, это имя прилагательное. А в предложении Военный поздоровался с ребятами слово военный отвечает на вопрос имени существительного кто?, относится к словам мужского рода — военный поздоровался — он поздоровался — и поэтому является именем существительным. Оно образовалось путём перехода слова из прилагательного в существительное.

1. Смелый офицер;Смелая радистка. 

2. Проходная комната — моя.

3. Смелый к победе стремится,Смелым дорога вперёд.Смелого пуля боится,Смелого штык не берёт.(А. Сурков.)

4. Вот и проходная, предъявляйте пропуск.

 

4. Составьте по одному предложению с прилагательными рабочий, учёный. Затем запишите ещё два предложения, в которых слова рабочий и учёный являлись бы существительными.

Подчеркните в составленных вами предложениях выделенные слова как члены предложения.

 

5. Распределите выделенные слова на две группы — образованные неморфологическими способами и морфологическим способом.

1. Пр..шёл экскаваторщик. 2. Трудноуловимое мгновение. 3. Прохожий ост…новился. 4. Перед вами здание драмтеатра. 5. Разговор получилcя пр..интересный. 6. На подоконник постав..ли прод..лговатый ящик.

Назовите орфограммы на месте пропусков букв.

 

6. Диктант. Поставьте и объясните знаки препинания. Подчеркните приставку пре- с неясным значением.

1. Отряд туристов шёл по алле.., которая в..ла к реке. 2. Р..бята остановились у обрывистого берега положили свои рю..заки набрали сухих веток и разожгли к..стёр. 3. Вес..ло затрещали сучья закипела вода в кот..лке, и чай вскоре был г..тов. 4. К..тлеты и чай с п..рогами на свеж..м воздух.. показались самой вкус1ной пищей. 5. Все поблагодарили девочек, которые приготовили ужин. 6. Руководитель отряда встал взял фотоаппарат и ск..зал Внимание! Сн..маю. 7. Поз..ди остались препятствия которые р..бята преодолели за день пути. 8. Закат догорал. 9. Кто-то забросил антенну на дерево включил радиоприёмник и пол..лась пр..красная музыка.


  1. Возможный пропуск буквы []

Похожие записи:

Сложносокращённые слова Что обозначают подчёркнутые слова? Из каких частей они образованы? Почему эти слова приходится «расшифровывать»? Почему подчёркнутые в таблице ...
Производящая основа Как образованы (произведены) данные слова? Что в них взято из другого слова? Что прибавлено? Основа слова, которая использована для обр...
Разбор слова по составу и словообразовательный раз... Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых состоит слово, например: . При разборе слова по составу указываются все части, из которых о...
Гласные в приставках пре- и при-... В русском языке есть две приставки при- и пре-, в которых гласные в безударном положении произносятся одинаково. Чем же можно воспользоваться для разл...

1 комментарий

  • Полина Апрель 4, 2015 | Ответить

    СПАСИБО! Я всё поняла.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *