Образование имён существительных путём перехода прилагательных в существительные

Поставьте вопросы к выделенным словам и определите, в каких предложениях они обозначают предмет и в каких — признак предмета. Какими членами предложения являются выделенные слова?

Больная рука ныла всю ночь.

Больная заснула только к утру.

Укажите род, число и падеж выделенного существительного. Какое оно — собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое?

 

Имена существительные, образованные путём перехода прилагательных в существительные, относятся к одному из трёх родов, бывают одушевлёнными или неодушевлёнными. Они имеют падежные окончания прилагательных. В предложении они бывают чаще всего подлежащими или дополнениями. При их морфологическом разборе склонение не указывается.

 

1. Составьте 6 предложений с любыми из данных ниже слов, используя каждое слово в одном предложении как прилагательное, в другом — как существительное. Какими членами предложения являются эти слова?

Прямая (линия), ломаная (линия), передовая (статья), передовая (позиция), посевная, уборочная (кампания), буровая (вышка), Первая конная (армия).

Сделайте морфологический разбор 2—3 существительных, образованных из прилагательных.

 

2. Спишите и подчеркните существительные с окончаниями прилагательных, определите их род и падеж, над одушевлёнными поставьте букву о, над неодушевлёнными — н.

Гостиная, гостиница

1. В прекрасный летний день барыня со своими приж..валками ра..хаживала по гости(н,нн)ой. 2. Чай ей показался особенно вкуси.., за что горничная получила на словах похв..лу и деньгами гривенник. 3. Пр..ходя через гости(н,ин)ую, дв..рецкий для п..рядку переставил колокольч..к с одного стола на другой и выш..л в переднюю.

(По И. С. Тургеневу.)

Найдите устаревшие слова. Почему они вышли из употребления?

В 3-м предложении подчеркните главные члены.

 

Приказный, дворовой3. Укажите в повести А. С. Пушкина «Дубровский» данные в сносках существительные, образованные из прилагательных. Найдите в тексте предложения, в которых употреблены эти существительные, и определите, какими членами предложения они являются?

Почему значение этих существительных, образованных из прилагательных, разъясняется в сносках?

 

4. Составьте предложения на одну из тем, употребив данные ниже слова. Подчеркните существительные с окончанием прилагательных, определите их падеж.

БулочнаяВ школе: учительская, дежурный, мастерская, столовая, знакомый.
Я иду по городу: мостовая, набережная, булочная, прачечная, встречный, приезжий, военный.

 

5. Диктант. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Обозначьте орфограммы № 4, 12, 13, 27.

П..явиться с (северо)востока, разгорается к утру, приземлиться на незн..комой те(р,рр)итории, оз..рить г..ризонт на (северо)западе, выр..стает с пр..ближением к аэр..дрому, улететь на юго(запад), продв..гаться на (юго)восток, распол..житься у дорог.. .

Инт..ресное из..бретение, гости(н,нн)ая в дом.. пр..езжих, ост..новиться в гости(н,нн)ице, сообщить о р..корде, ч..мпион среди т..желовесов, ж..лание п..бедить, в св..бодную м..нуту, на т..атральной афиш.. .

Похожие записи:

Повторение изученного в IV классе... Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому или...
Суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы ... Этими способами существительные чаще всего образуются от глаголов, например: осветить — освещение, плавить — плавка, служить — сослуживец; от прилагат...
Морфологический разбор имени существительного... Порядок разбора: I. Часть речи. II. Начальная форма имени существительного (именительный падеж единственного числа). III. Постоянные признаки...
Приставочный способ образования имён существительн... С помощью приставок существительные образуются от существительных. Приставочный способ образования имён существительных менее распространён, чем суффи...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *