Одна и две буквы я в суффиксах прилагательных

Две буквы к пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от существительных с основой на -н; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-. Исключение: ветреный.

Одна буква н пишется: 1) в суффиксе -ин-; 2) в суффиксе -ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

Каменный камень

 

1. Запишите в алфавитном порядке прилагательные, образованные от данных ниже слов с помощью суффикса -ин-. Что обозначает этот суффикс в прилагательных? Обозначьте в записанных словах орфограмму № 39.

Бекас, комар, лев, орёл, перепел, петух, сокол, стрепет, тетерев, ястреб, воробей, глухарь, голубь, гусь, зверь, журавль, лебедь, соболь, соловей, шмель, грач, мышь, оса, пчела, сова, утка, лошадь, змея.

 

2. Спишите. Подчеркните прилагательные с суффиксом, указывающим на принадлежность и свойственность животному. Обозначьте суффиксы прилагательных и поставьте ударение.

Было время1, когда писали птич..ими перьями. Само название «перо» подтв..рждает это. Самыми распространёнными были гуси(н, нн)ые перья. Лебеди(н, нн)ыми перьями писали реже, бекаси(н, нн)ыми перьями ч..ртили. Двести лет назад2 по..вились стальные перья, самые прочные и надёжные.

 

Торжество, ремесло3. Запишите однокоренные прилагательные с суффиксами -ан- (-ян-) или -енн-, образованные от данных существительных. Поставьте в прилагательных ударение.

Образец: нефть — нефтяной;

Общество — общественный.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, торф, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, берёста, вода, жесть, конопля, лёд, лён, песок, дерево, рожь, серебро, трава, шерсть, манёвры.

 

4. Слово ветер в значении «поток воздуха» послужило для образования двух прилагательных: ветряной и ветреный. Ветряной — действующий силой ветра, ветреный — с ветром. Ветреный обозначает также пустого, легкомысленного человека (с ветром, то есть с пустотой в голове). Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:

Ветряная мельницаВетр..ая (погода), ветр..ые (дни), Ветp..ое (утро), ветр..ая (оспа), ветр..ый (юноша), ветр..ая (мельница), ветр.ой (двигатель).

Составьте и запишите 2 предложения со словами ветреный и ветряной.

 

5. К данным ниже существительным подберите однокоренные прилагательные е суффиксами -н-, -ан- (-ян-) или -енн- и записывайте слева прилагательные, образованные от существительных, с н на конце основы, а справа — прилагательные с суффиксом -ан- (-ян-). Затем запишите прилагательные с суффиксом -енн-. Обозначьте орфограмму № 39.

КухонныйСолома, тыква, клюква, глина, серебро, болезнь, цена, туман, целина, нефть, дерево, стекло, олово, машина, весна, осень, старина, картина, государство, отечество, искусство, хозяйство, кухня, листва, луна, полынь, карман, стена, чугун, лимон.

 

Обыкновенный6. Выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н в суффиксе. Обозначьте орфограмму № 39.

Революцио..ый, орли..ый, восторже..ый, овся..ый, обеде..ый, оловя..ый, кожа..ый, деревя..ый, звери..ый, торфя..ой, экскурсио..ый, письме..ый, стекля..ый, авиацио..ый, песча..ый, костя..ой, оси..ый, обыкнове..ый, ю..ый, багря…ый, румя..ый.

Какие слова вы не выписали? Почему? Составьте с ними словосочетания с главным словом — именем существительным и запишите их.

 

7. Образуйте от полной формы прилагательных краткую. Обозначьте орфограмму № 39.

Безукоризненный

Составьте предложение с любым словом, употребив его в полной форме и в краткой (в м. и в ж. р.).

 

8. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму № 39.

1. Павлик пр..снулся до ра..света. Осторожно открывая тяж..лые двери, он отправился в гост..ую. Это было больш..е путешествие маленького мальчика по пусты(н, нн)ой квартире. 2. Пока глаза Павлика пр..выкали к сумраку он ост..рожно обош..л густ.. барх..тное дерево, еле-еле мерцающее серебря(н, нн)ыми нитями канители. Каждый шаж..к мальчика чутко отдавался в ёлке мягк..м бумажным шумом в..драгиванием шуршанием хлопуш..к тончайш..м звоном стекля(н, нн)ых шаров. 3. Подарки были пр..восходные: лук и стрелы в барх..тном колчане р..скошная книга жестя(щ нн)ая коробочка монпансье ш..коладки и маленький торт..к в круглой коробке.

(По В. Катаеву.)

В каких значениях употреблено слово бархатный?

Подчеркните однородные члены предложения.

 

9. Спишите. Укажите орфограммы на месте пропусков и скобок.

Матрёшка — это деревя(н, нн)ая кукла, похожая на ваньку-встаньку. Изображает она русск.. крестьянок.. девушку. Внутрь матрёшк.. вкладывают несколько меньших матрёшек, располагая их по росту.

ВеличинаМатрёшка в шали алого цвета ст..яла на письме..ом столе. Она была густо покрыта лаком и бл..стела, как стекля(н, нн)ая. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разн..цветных шалях: зелёной, ж..лтой, синей, ф..олетовой и, наконец, самая мал..нькая матрёшка, в..личиной с напёрсток, в шал.. из сусального золота.

Д..ревенский мастер нагр..дил матрёшек русской кр..сотой, соболи(н, нн)ыми бр..вями и рдеющим, как угли, румянц.. .

Синие их глаза он пр..крыл дли(н, нн)ыми3 р..сницами.

(По К. Г. Паустовскому.)

 

10. Опишите куклу: петрушку, ваньку-встаньку, буратино и др. Расскажите, из чего сделана кукла и её одежда, как она раскрашена, как ею играют дети. Какие прилагательные вы употребили в своём описании? Какие из них качественные, какие относительные?

 

11. Прочитайте слова в таблице. Правильно ли они внесены в неё? Спишите, внося необходимые исправления.

н

нн

Масля(н, нн)ое пятно, песча(н, нн)ый берег, овчи(н, нн)ая шуба, цели(н, нн)ый урожай, глиня(н, нн)ый горшок, ю(н, нн)ый натуралист, оловя(н, нн)- ый солдатик, комари(н, нн)ый укус, безветре(н, нн)ый день, торфя(н, нн)ое болото. Румя(н, нн)ое лицо, бесчисле(н, нн)ые звёзды, мыши{н, нй)ая нора, деревя(н, нн)ый стол, стекля(н, нн)ый шар, румя(н, нн)ое лицо, чугу(н, нн)ый рельс, регистрацио(н, нн)ый лист, клюкве(н, нн)ый сок, кожа(н, нн)ый портфель, ветре(н, нн)ый день, соломе(н, нн)ая крыша.

Составьте 3—4 предложения с прилагательными из таблицы и подчеркните в них члены предложения.

  1. Сделать морфологический разбор слова []
  2. Сделать фонетический разбор слова []
  3. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []

Похожие записи:

Морфологический разбор имени прилагательного... Порядок разбора: I. Часть речи. II. Начальная форма прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода). III. Постоянные п...
Переход относительных и притяжательных прилагатель... Относительные и притяжательные прилагательные могут переходить в качественные. При этом у них появляется новое значение: вместо «свойственный данному ...
Приставочный способ образования имён прилагательны... С помощьюный способ образования прилагательных менее распространён, чем суффиксальный.   1. С данными приставками запишите однокоренные при...
Суффиксы -к- и -ск- Суффикс -к- пишется: 1) в прилагательных, имеющих краткую форму, 2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.