Орфография. Повторение изученного в IV-V классе

Что изучается в орфографии?

В каких частях слова встречаются непроверяемые гласные и согласные? В каких частях слова встречаются проверяемые и чередующиеся гласные? Назовите эти орфограммы. Какие орфографические правила им соответствуют? В каких частях слова встречаются проверяемые согласные? Назовите эти орфограммы. Какие орфографические правила им соответствуют?

Назовите орфограммы, связанные с правописанием букв ъ и ь.

В каких частях слова встречаются гласные после шипящих и ц? Назовите эти орфограммы.

Когда не пишется слитно с глаголами, существительными, прилагательными?

В каких правилах говорится об употреблении дефиса?

 

1. Письменно объясните орфограммы на месте пропусков. Поставьте пропущенные запятые.

1. Не разгрызёшь ореха, так и не с..ешь ядра. 2. Необ..яснённое (не)знач..т необъяснимое. 3. Забота (не)с..ела — скука одолела. 4. Не всё ненаст..е, проглянет и ясное солнышко. 5. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 6. На работу с радостью а с работы с гордостью. 7. Работы боя(т, ть)ся — счаст..я не видать. 8. У доброй славы большие крыл..я.

Составьте схему 3-го предложения.

 

2. О или е? Спишите, обозначьте орфограммы на месте пропусков.

Ж..лтый, ч..рный, роднич..к, камыш..м, крюч..чек, мыш..нок, ш..пот, морозц..м, шапч..нка, влеч..т, печ..т, парч..вый, ш..л, щ..тка, ш..рох, крыж..вник, холщ..вый, кумач..вый, еж..вый, бумаж..нка, зайч..нок, в больш..м (доме), врач..м, товарищ..м, прич..ска, за рубеж..м, с плач..м, с плащ..м, в чуж..м (саду).

Составьте с любыми словами 3—4 словосочетания «существительное +существительное», «прилагательное + существительное», «глагол + существительное».

 

4. Спишите, подчеркните глаголы с -ться.

1. Кто хочет от жизн.. толку доби(т, ть)ся, тот (ни)чего (не)бои(ть, т)ся. 2. Кто уме..т весели(ть, т)ся, того горе бои(ть, т)ся. 3. Не надо хвали(ть,т)ся, если не зна..шь, как хлеб роди(ть, т) ся. 4. С умным разговори(ть, т)ся, что мёду напи(ть, т)ся. 5. Грамот.. учи(ть, т)ся — всегда при..годи(ть, т)ся. 6. Криком изба (не)руби(ть, т)ся, а шумом дело (не)спори(ть, т)ся. 7. Лучше дра(ть, т)ся, нежели подда(ть, т)ся.

 

5.Спишите. Назовите орфограммы, связанные со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи.

1. К (не)доброму человеку, и голубь (не)летит. 2. (Не)правдой (не)проживёшь. 3. (Не)бросай товарища в (не)счастье. 4. (Не)радивый, что ленивый: сам (ни)чего (не)делает и другим мешает. 5. Задумал бежать, так (не)чего лежать. 6. (Не)больной1 привередлив2, а боль3. 7. (Ни)кого я (не) боюсь, но (ни) с кем и (не)бранюсь. 8. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши.

 

6. Диктант. Разделите текст на абзацы.

Набрёл я на п..ляну в т..йге.4 От л..сного п..жара она выг..рела, но на чёрной з..мле уже р..сли блестящие листики брусники.5 На краю были зар.сли м..лины. Соб..рал я м..лину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я р..шил узнать, что это за зверь. Сел на п..нёк и стал тихонько посвист..вать. Зверь сначала остановился и зам..р, а потом стал ко мне подкрадыва(т, ть)ся. Он думал, что я его не вижу, а в..рхушки м..линовых кустов ш..велятся и его выд..ют. Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о п..нёк, чтобы привлеч.. его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел чёрный нос и два глаза.6 Тут я услышал, как в малиннике сучья тр..щат. «Шутки плохи,— подумал я.— Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захоте».

(По Г. Снегирёву.)

  1. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  2. Сделать морфологический разбор слова []
  3. Сделать фонетический разбор слова []
  4. Сделать синтаксический разбор предложения []
  5. Сделать синтаксический разбор предложения []
  6. Сделать синтаксический разбор предложения []

Похожие записи:

Фонетика. Лексика. Фразеология.... Что изучается в фонетике? Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные. Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными,...
Синтаксис. Пунктуация. Что изучается в синтаксисе? Приведите примеры словосочетаний "прилагательное+существительное", "существительное+существительное", "глагол+существитель...
Морфология. Повторение изученного в IV-V классе... Что изучается в морфологии? Перечислите известные вам части речи. Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов? Что общего имеют и чем разл...
Словообразование Что изучается в словообразовании? Как разбирается слово по составу? Как производится словообразовательный разбор? Что общего между морфологическим ...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.