Понятие о деепричастии

Сравним два предложения: Космонавт рассказывает о полёте и улыбается и Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. В первом предложении говорится о двух равноправных действиях — рассказывает и улыбается. Во втором предложении одно действие оказывается основным, а другое — добавочным. Основное действие обозначено глаголом рассказывает, а добавочное — словом улыбаясь. Улыбаясь — это деепричастие.

Деепричастие — особая форма глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь — несовершенного вида. Вопросы, которые мы ставим к деепричастиям, напоминают вопросы к глаголам несовершенного и совершенного вида: что делая? и что сделав?

Зависимое слово — существительное или местоимение — ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В.) — покрасив (что?) стену (В.).

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте.— Рассказывает (как?) улыбаясь (т. е. с улыбкой).

Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы? Деепричастия и наречия?


Деепричастие — особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. Деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида.


 

В предложении деепричастие является обстоятельством.

 

1. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие — добавочные? Перепишите, над деепричастиями надпишите букву д.

1. Ребята сели у к..стра, пр..слонившись друг к другу. 2. Наш звен..евой пр..лёг1 отдельно, зал..жив руки за голову. 3. Вожатая с..дела среди девоч..к, вн..мательно слушая их ра..сказы. 4. Пламя, разг..раясь, осв..щало сосредоточ..нные2 лица ребят. 5. Ночь, скрад..вая оч..ртания предметов, надвигалась на нас.

Подчеркните главные члены предложения.

Назовите существительные, образованные из прилагательных.

 

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

 

2. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? Спишите, исправляя ошибки (если они есть) в употреблении деепричастий. Какого вида деепричастия?

1. Открыв окно, я залюб..вался видом города. 2. Открывая дверь, она громко скрипнула. 3. Мама с..дела, откинувшись на спинку стула. 4. Брат, скл..нив голову набок, что(то) писал. 5. Закан3чивая чертёж, у меня сл..мался карандаш. 6. Возвр..щаясь домой, ш..л дождь4. 7. Разл..жив игрушки на д..ване, дети начали какую(то) интересн..ю игру. 8. (Кое)кто из малышей, занявшись рисованием, (не)хотел идти на обед. 9. Прочитав рассказ, он пок..зался мне слишком грус5ным.

 

3. Прочитайте отрывок из воспоминаний известного русского писателя В. Д. Григоровича. Сделайте вывод о роли деепричастий в речи.

Фёдору Михайловичу Достоевскому не понравилось одно выражение. У меня было написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«Не то, не то,— раздражённо вдруг заговорил Достоевский,— совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: «пятак упал к ногам». Надо сказать: «Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая».

Замечание это — помню хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение.

(В. Д. Григорович.)

Какое неудачное выражение заметил Ф. М. Достоевский? Как он предложил исправить этот недостаток? Почему вариант с деепричастиями оказался лучше?

Как вы понимаете выделенное выражение?

Постройте схему первого предложения, с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания.

  1. Сделать фонетический разбор слова []
  2. Сделать морфологический разбор слова []
  3. Возможный пропуск буквы []
  4. Сделать фонетический разбор слова []
  5. Возможный пропуск буквы []

Похожие записи:

Деепричастия несовершенного вида... Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие. Они отвечают на вопрос что делая? Рассмотрите таблицу. От каких глаг...
Деепричастия совершенного вида... Деепричастия совершенного вида обозначают законченные добавочные действия. Они отвечают на вопрос что сделав? Рассмотрите таблицу. От каких глаголо...
Повторение деепричастия Контрольные вопросы и задания. 1. Что называется деепричастием? 2. Какие общие грамматические признаки имеются у деепричастий и у причастий? ...
Раздельное написание не с деепричастиями... Отрицательная частица не с деепричастиями пишется раздельно.   1. Спишите пословицы, раскрывая скобки. Обозначьте орфограммы № 21 и 58....

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.