Повторение изученного о глаголе в IV—V классах

1. Составьте план сообщения о лексическом значении глагола, его постоянных признаках и роли в предложении. Расскажите о глаголе, приводите свои примеры.

 

2. Спишите, подчеркните основы предложений. Над переходными глаголами надпишите букву п, над непереходными — н. Назовите глаголы совершенного вида.

Осень

Лист..я в пол.. пожелтели,
И кружа(т, ть)ся, и летят;
Лишь в бору, поникши, ели
Зелень мрач1ную хр..нят.
Под нависшею ск..лою
Уж (не) люб..т меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуде(н, нн)ых трудов.
Зверь отважный поневоле
Скры(т, ть)ся где-нибудь спешит.
Ноч..ю месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
(М. Ю. Лермонтов.)

В каких предложениях есть однородные члены?’

 

3. Прочитайте начало «Полтавского боя» А. С. Пушкина до слов: «…но явно счастье боевое служить уж начинает нам». Выпишите глаголы в изъявительном, наклонении. В скобках запишите эти глаголы в неопределённой форме. Обозначьте их спряжение и время.

Образец: раздался (раздаться) — 1, прошедший.

Постройте схемы предложений с однородными членами. Объясните постановку запятых между ними.

Все формы глагола обычно образуются от неопределённой формы. При этом к основе неопределённой формы иногда присоединяются суффиксы, иногда от неё отсекаются конечные суффиксы. Суффикс -й- обычно «скрыт» в буквах е, ё, ю, я.

 

4. Выпишите глаголы: 1) в изъявительном, 2) в повелительном, 3) в условном наклонении. Укажите, как образованы эти формы.


1. (Не) оставь меня, кум милый! Дай ты мне собра(т, ть)ся с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей! 2. Вещун..ина с похвал вскружилась голова. 3. Чуть лёгкий2 ветерок подёрн..т ряб..ю воду, ты зашатаешься, начнёшь сл..беть и так нагнёшься с..ротливо, что жалко на тебя3 смотреть. 4. «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» — Лисицу спраш..вал Сурок. 5. Ослу хотелось бы повелича(т, ть)ся4. А если б ростом я с телёнка только был, то спеси бы со львов и барсов я посбил и весь бы свет о мне заговорил. 6. Спой, светик, (не)стыдись!
(И. А. Крылов.)

Какие из выписанных глаголов переходные?

В каких предложениях есть обращения? Постройте схему предложения с прямой речью.

Выпишите существительные, прилагательные, наречия с пропусками.

  1. Возможный пропуск буквы []
  2. Сделать морфологический разбор слова []
  3. Сделать морфологический разбор слова []
  4. Сделать морфологический разбор слова []

Похожие записи:

Страдательные причастия прошедшего времени... Рассмотрите таблицу. От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? К каким основам присоединяется суффикс -нн-, а к каким —...
Действительные и страдательные причастия... Рассмотрите рисунок. По действию, которое показал художник, мы можем при помощи причастий назвать признаки этих предметов: девочка, одевающая куклу, и...
Понятие о причастии На рисунке изображён шарик. По форме он круглый, по величине — маленький, по цвету — светлый. Круглый, маленький, светлый — это имена прилагательные. ...
Понятие о причастном обороте... Прочитайте. Назовите в этих предложениях существительное, от которого зависит причастие. В каких из этих предложений от причастия можно постави...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.