Повторение изученного в IV классе

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?, что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду, являются собственными или нарицательными, одушевлёнными или неодушевлёнными. Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями.

 

1. Прочитайте. Озаглавьте текст. Примеров каких существительных нет в ответах учащихся? Приведите свои примеры имён существительных, обозначающих признак как предмет и действие как предмет. Выпишите слова с пропущенными буквами, распределяя их по частям речи.

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает пр..дмет. Пр..дметом в грамматик.. называ..тся всё то, о чём можно спр..сить, кто это или что это. Например: «Кто

это?» —«Ученик». Или «Что это?» —«Книга…» Всё понятно? — обратилась Анна Васильевна к классу.

— Понятно!.. Понятно!.. — хором ответили дети.

— Хорошо. Тогда назовите примеры.

— Окно! — Стол! — Дом! — Дорога!

— Правильно,— говорила Анна Васильевна.

Класс радостно забурлил. Анну Васильевну, удивила та радость, с какой ребята называли зн..комые им пр..дметы, словно узнавая их в нов..й, непр..вычной значительност.. .

(По Ю. Нагибину.)

Запишите последнюю реплику в виде прямой речи.

 

2. В VII и IX главах повести А. С. Пушкина «Дубровский» найдите имена собственные и запишите сначала те из них, которые в настоящее время не встречаются, а затем те, которые сохранились в наши дни. Добавьте во вторую группу несколько часто встречающихся имён ваших сверстников.

 

3. Прочитайте. Что нового вы узнали о собственных и нарицательных существительных? Разберите по 2-3 существительных мужского, женского и среднего рода.

Собственные имена могут пр..вращаться в нарицательные, нап..лняясь при этом нов..м лексическ..м значени..м. Имя человека переход..т на его изобретение: юнкере (марка немецкого самолёта названа по имени его конструктора), название географического пункта станов..тся названием изделия, производимого в этом пункт..: болонья (по названию города в Итали..), шаль (по названию города в Инди..).

Выпишите слова с пропусками, обозначьте соответствующие орфограммы.

 

4. Рассмотрите таблицу и расскажите по ней о правописании падежных окончаний существительных -и, -е в единственном числе.

Падежи

Склонение Существительные на

1-е

2-е З-е -ия -ий

-ие

р.д.

п.

-и (-ы)-е

——

-и-и

-и-и

——

——

Поставьте данные ниже существительные в тех падежах, для которых в таблице указаны окончания. Письменно объясните правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

С тропинки

Аппарат, программа, станция, рейс, направление, рейка, батарея, область,, рельс, пр..земление, пр..града, пр..вычка, пр..подаватель, алюминий.

Программа, аппарат

5. Выпишите существительные с пропущенными окончаниями вместе с теми словами, от которых они зависят.

Образец: лежит (на чём?) па крыше (1-е, П.).

Пихта, хвояЗима. Снег лежит на каждой тропинк.. и каждой алле.. . На зелёной ёлк.. и пихт.. хвоя покрылась инеем. Спит в берлог.. в своей постел.. косолапый1 медведь2 . Белка скач..т с ветк.. на ветку. Заяц у белоствольной3 берёзк.. попрыгива..т. Брод..т по просёлочной дорог.. возле деревн.. голодный волк.

 

6. Запишите данные слова в предложном падеже с предлогами и обозначьте орфограмму в окончаниях этих слов.

Наталия, Наталья, Наташа; гербарий, иней, предпол..жение, тер(р, рр)итория, академия, фамилия, аллея, прикосновение, р..стение, пр..вращение, агрессия, пр..глашение, г..рение, опас(?)ность; Дарья Ильинична, Мария Лукинична.

Территория

Какой из вариантов выделенного женского имени должен быть употреблён в официальном документе (в паспорте)?

 

7. Спишите, обозначьте орфограмму № 8 (мягкий знак на конце существительных после шипящих).

Идти через рож(?), плач(?) ребенка, сухой камыш(?), ровно в полноч(?), сторож(?) у ворот, помощ(?) пионеров, полевая мыш(?), полная тиш(?), обилие рощ(?), громада туч(?), постройка жилищ(?), выделка кож(?), ремонт крыш(?), слушание радиопередач(?)

Составьте 2-3 простых предложения с любыми из словосочетаний.

 

8. Заполните таблицу примерами, ставя данные слова в творительном падеже единственного числа и письменно объясняя в них выбор букв о и е.

Врачом, отцом

Пейзажем, смерчемКомсомолец, передача, юноша, смерч, врач, училище, луч, этаж, карандаш, дворец, ключ, ленинец, рубеж, крыльцо, кирпич, гостиница, сургуч, пейзаж, роща, пр..дставительница, пр..бежище.

С выделенными словами составьте и запишите словосочетания, употребив в качестве главных слов гордиться и испытывать гордость. Какое словосочетание более уместно в официальном сообщении?

  1. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  2. Сделать фонетический разбор слова []
  3. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []

Похожие записи:

Род несклоняемых имён существительных... Несклоняемые неодушевлённые имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду, например: (шёлковое) кашне, (ос...
Гласные после шипящих в суффиксах существительных... После шипящих под ударением в суффиксах имён существительных пишется буква о, без ударения — буква е.   1. Спишите, обозначьте орфограм...
Морфологический разбор имени существительного... Порядок разбора: I. Часть речи. II. Начальная форма имени существительного (именительный падеж единственного числа). III. Постоянные признаки...
Правописание гласных в суффиксах существительных -... Чтобы правильно написать гласные в суффиксах -ек и -ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает (становится беглым), то в суффиксе...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.