Притяжательные местоимения

На какие вопросы отвечают выделенные слова? Какие из них прилагательные?

Сестрин платок

Лисья пора

Воронье гнездо

Птичьи домики

Мой платок

Твоя комната

Наш дом

Ваши домики

Своё жилищи

В правой колонке выделены притяжательные местоимения. Они обозначают принадлежность.

 

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения склоняются, как прилагательные.

 

1. Просклоняйте одно из притяжательных местоимений.

 

2. Озаглавьте отрывок. Выпишите словосочетания «притяжательное местоимение + существительное». Определите род, падеж, число притяжательных местоимений.

Автор, классикКем бы вы ни стали, мои юные друзья, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги! Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открываемая в миллионах1 книг. Авторы детских2 книг — самые большие ваши друзья3.

Хотелось бы, чтобы вы, ребята, крепко дружили с произведениями наших классиков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Льва Толстого, Горького. Прочитав книги этих писателей, вы почувствуете себя сильнее, сумеете глубже оценить4 свои поступки и поступки окружающих, ощутите всю прелесть прекрасного русского языка.

(С. Михалков.)

 

Назовите известные вам местоимения.

 

Поставьте вопросы к выделенным местоимениям. В какой колонке они обозначают лицо, в какой — принадлежность?

Мы услыхали его.

Мы были в восторге от него.

Мы услыхали его песню.

Мы были в восторге от его песни.

Его, её, ихК какому местоимению прибавлено н?

Формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.

 

3. Замените выделенные существительные местоимениями. В каких словосочетаниях личные местоимения обозначают принадлежность?

Образец

С..ветуе(т, ть)ся с товарищем брата. Ра..спрашивает о противнике. Заботи(т, ть)ся о ребёнке соседа. Серди(т, ть)ся на сестру. Тревожи(т, ть)ся за друга отца. Шутили над подругой Веры. Шутила с подругой.

 

4. Спишите, устраняя недочёты в употреблении местоимений. Подчеркните притяжательные местоимения.

Говорите: их1. На ихних огородах, травы много нар..сло. 2. В ихнем хозяйств.. коровы хорошей породы. 3. Лавочник прот..нул Алёш.. его пухлую руку. 4. Чудес5ный дворец построен для московских6 пионеров. Лёт..ики-косм..навты были его гостями. 5. Пограничники7 зорко охр..няют8, рубежи нашей Родин..9. О её служб.. написано много книг.

 

5. Озаглавьте текст. Спишите его, подчеркните местоимения, укажите (в скобках) их разряд, обозначьте падеж.

Твоей10 маме пр..ятно п..лучить от тебя не купленные на её же деньги цв..ты или конфеты11, а вып..ленную твоими руками рамку или полочку, сделанную тобой шк..тулку, н..рисованную тобой картинку, вышитую тобой салфетку..

Как бы скромен12 ни был твой подарок, он д..ставит много радост.., если ты г..товил его с любов..ю и своими руками.

 

Назовите существительное, которое употребляется только во множественном числе.

 

6. Почему в одном письме А. М. Горького выделенные местоимения написаны с маленькой буквы, в другом (к известному писателю-педагогу Антону Семёновичу Макаренко) — с большой? В каком числе стоит глагол-сказуемое при подлежащем вы (Вы)?

Дорогие мои ребята!

Рад был получить ваши письма и, конечно, очень обрадован вашими успехами.

Рад я, что вы организуете оркестр и что у вас хорошо идёт театр. И работа хорошо идёт.

Всякая работа тоже игра, если любить работу.

Ну, будьте здоровы, товарищи, желаю вам всего доброго и бодрости духа.

Дорогой Антон Семёнович!

Вчера прочитал Вашу книжку «Марш 30-го года». Читал с волнением и радостью. Вы очень, хорошо изобразили колонистов. Я Вас искренно поздравляю с этой книгой. Крепко жму Вашу руку. Передайте ребятам привет мой, скажите, что я страшно рад прочитать, как они живут, как хорошо работают и хорошо, дружески, по-настоящему относятся друг к другу.

Местоимения Вы, Ваш — форма вежливого обращения к одному лицу.

 

7. Диктант. Укажите разряды местоимений.

1. Какой(нибудь) (не)большой подарок, с кем(нибудь) пос..ветоваться, на кожа..ом (тёмно) коричнев..м переплёт.., на внутр..ей сторон., крышк.., чья (то) стари..ая вышивка, (бледно) розовая с..лфетка для телевизион..го столика, какие (либо) комнатные р..стения, шерст..ая пряжа для в..зания, (не) сложные контуры рисунка для вышивания, деревя..ый и кост..ой крюч..к, (ни)чего (ни) у кого (не) ок.. залось, (не) чем отблагодарить за вн..мание. 2. Пятисот сем..десят восемь рублей шест..десят семь копеек.

 

8. Сочинение. Напишите, кто, по-вашему, прав — дедушка или внучка. Своё мнение постарайтесь убедительно доказать. Какую основную мысль вы будете доказывать?

Убедить, уверить, заверитьЕсть у меня внучка. Однажды она говорит:

— У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?

Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:

— А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.

— Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга,— сказала внучка.

Подчеркните в вашем сочинении местоимения.

  1. Сделать морфологический разбор слова []
  2. Сделать морфологический разбор слова []
  3. Сделать фонетический разбор слова []
  4. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  5. Возможный пропуск буквы []
  6. Сделать морфологический разбор слова []
  7. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  8. Сделать морфологический разбор слова []
  9. Сделать синтаксический разбор предложения []
  10. Сделать фонетический разбор слова []
  11. Сделать фонетический разбор слова []
  12. Сделать морфологический разбор слова []

Похожие записи:

Повторение местоимения Контрольные вопросы и задания. 1. Расскажите о местоимении как части речи. 2. Чем отличается по своему значению местоимение от существительного,...
Морфологический разбор местоимения... Порядок разбора: I. Часть речи. II. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). III. Постоянные признаки: 1) разряд, 2) род (у ...
Относительные местоимения Прочитайте вопросительные предложения и укажите в них вопросительные местоимения. Прочитайте повествовательные предложения. Простыми или сложными о...
Вопросительные местоимения... Вопросительные местоимения: кто? что? каков? какой? чей? который? сколько?   1. Составьте с вопросительными местоимениями предложения. Каки...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.