Синтаксис. Пунктуация.

Что изучается в синтаксисе? Приведите примеры словосочетаний «прилагательное+существительное», «существительное+существительное», «глагол+существительное» на тему «Любимый уголок природы».

Чем отличаются простые предложения от сложных? В чём заключается основное отличие главных членов предложения от второстепенных? Приведите по 1—2 примера на каждый вид предложения по цели высказывания.

Вспомните порядок синтаксического разбора предложения.

В каких случаях ставится запятая между однородными членами?

Какие знаки препинания ставятся при обращении?

Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры.

 

1. Прочитайте. Придумайте заголовок. Разделите текст на два абзаца.

Спишите. В сложном предложении подчеркните основы. Укажите нераспространённое предложение.

Начался листопад1. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвес(?)но л..жились в сырую тр..ву2. Леса м..росили дождём облетевшей листвы. Этот дождь ш..л неделями. Только к концу сентября переле..ки обн..жились и сквозь1 ч..щу дерев(?)ев стала в..дна синяя даль (с, з)жатых полей.

(К. Г. Паустовский.)

Назовите по два словосочетания «существительное+существительное», «глагол+существительное».

 

2. Составьте с каждым предложением из скобок сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, чтобы когда, поставьте запятые. В составленных вами сложных предложениях подчеркните основы.

1. Наступил вечер. (Мы остановились на ночлег. Наша3 лодка причалила к берегу. Туристы (не) спешили возвращаться.) 2. Ветер утих. (В саду всё падали и падали листья. Шелест травы (не) прекращался.) 3. Взошла луна. (Всё вокруг осветилось. Ствол берёзки стал серебряным.) 4. Лесник сказал. (На опушке есть малинник4. Мы взяли с собой бидоны и кружки.)

Объясните написание выделенных букв. Какие это орфограммы?

 

3. Расставьте знаки препинания при прямой речи. Назовите обращения.

1. Могучий Олег головою поник и думает Что же гаданье? 2. Князь тихо на череп коня наступил и молвил Спи, друг одинокий2! 3. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово Твоего мне откупа не надо, ступай1 себе в синее море, гуляй там себе на простор.. . 4. Где же вожатый спр..сил я у Савельича. 5. Здесь, ваше благородие, отвечал мне голос сверху. 6. Ты мне этого не сказал заметил Пугачёв. 7. Это что ещё вскр..чал Пугачёв, сверкнув огненными1 глазами.

(А. С. Пушкин.)

Во 2-м и 3-м примерах в словах автора назовите: 1) основу предложений, 2) словосочетания «глагол+существительное».

Назовите в 5-м предложении устаревшее слово.


  1. Сделать фонетический разбор слова [] [] []
  2. Сделать синтаксический разбор предложения [] []
  3. Сделать морфологический разбор слова []
  4. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []

Похожие записи:

Орфография. Повторение изученного в IV-V классе... Что изучается в орфографии? В каких частях слова встречаются непроверяемые гласные и согласные? В каких частях слова встречаются проверяемые и чере...
Словообразование Что изучается в словообразовании? Как разбирается слово по составу? Как производится словообразовательный разбор? Что общего между морфологическим ...
Фонетика. Лексика. Фразеология.... Что изучается в фонетике? Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные. Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными,...
Морфология. Повторение изученного в IV-V классе... Что изучается в морфологии? Перечислите известные вам части речи. Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов? Что общего имеют и чем разл...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *