Склонение причастий

Причастия имеют такие же окончания, как и имена прилагательные.

Например: возвращаться с желтеющ[его] (луга, поля), подниматься с желтеющ[ей] (травы) — родительный падеж; стоять на желтеющ[ем] (лугу, поле), на желтеющ[ей] (траве) — предложный падеж.


Чтобы определить падежное окончание причастия, надо узнать род, число и падеж существительного, от которого зависит причастие: по ним определяется род, число и падеж причастия.

Падежное окончание причастия


 

1. Сначала устно просклоняйте данные существительные с зависимыми причастиями и прилагательными, затем запишите их в дательном, творительном и предложном падежах единственного числа. Обозначьте орфограмму № 19.

Разв..вающийся красный флаг; движущаяся спортивная1 колонна; колышущееся красное знамя.

Придумайте2 предложения с записанными словосочетаниями.

 

2. Спишите. Укажите род, число и падеж причастий, обозначьте их окончания. Назовите словосочетания «причастие+существительное».

1. Дедушка ходил по крошечному огороду, заросш..му бур..яном и заваленному мусором. 2. Дедушка соб..рал п..мидоры в подол рубахи, потерявш..й всякий2 цвет, но теперь нежно (розовой) от восходящ..го солнца. 3. Чуть слышно потрескивают подсыхающ..е стручки мыши(н, нн)го гороха3. 4. Ветер вын.сил из веялк… блестящ..ю на солнце тучу половы. 5. В суровой полотня(н, нн)ой наволочк.. с вышит..ми по углам букетами, полинявш..ми от стирок, лежал десяток2 дынь. 6. Вверху в густом вечереющ..м воздух.. пролетела чайка.
(По В. Катаеву.)

Определите падеж выделенных слов.

Определите вид и время причастий. Какие из них образованы от переходных глаголов?

 

3. Спишите. Причастия, заключённые в скобки, ставьте в нужном роде, числе и падеже.

Мрамор1. Из красив..х ваз, (висевший) в воздухе между деревьями, спускались г..рляндами вниз (вьющийся) растения. 2. Перед домом, на мраморных столбах, стояли два (блестящий) шара, в которых (странствующий) труппа отразилась вверх ногами, в смешном (изогнутый) и (растянутый) Гирлянда, отразить, гирляндавид..3. 3. Б..ззвучно проскользнул Сергей в деревянною к..литку, (ведущий) в парк. 4. Изящные чугунное завитки, (составлявший) рисунок ворот, служили верными точками опоры для цепких маленьких мускулистых ног. 5. Его пальцы, (цеплявшийся) за острый угол, ра..жались, и он стремительно полетел вниз. 6. В двух2 шагах от мальчика зашумели ветви, (раздвигаемый) руками.

(А. И. Куприн.)

Назовите предложение, которое соответствует схеме:

Схема

Является ли общеупотребительным выделенное слово?

 

4. Спишите, выбирая из скобок причастия и ставя их в нужном роде, числе и падеже.

Образец: Пионерам, (возвращающий, возвращающийся) из лагеря, подали шесть автобусов.— Пионерам, возвращающ[им]ся из лагеря, подали шесть автобусов.

1. Детей4, (в..рнувший, в..рнувшийся) из лагеря, встречали родители. 2. Вожатому, (открывающий, открывающийся) сбор, пионеры долго аплодировали1. Колонна3. Коло(н, нн)а пионеров двигалась мимо (строящий, строящийся) плотины. 4. Отряд расположился в лесу, (находящий, находящийся) в трёх километрах от озера. 5. Всё заблестело под солнцем, (показавший, показавшийся) из- за туч.

Что обозначает омоним выделенного слова?

 

5. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Однодворец Овсяников». Что во внешности Овсяникой привлекло писателя? Какое общее впечатление создаёт описание? Спишите, поставьте пропущенные запятые. Выделите окончания причастий. В каких падежах они стоят?

Осанка, выправкаПредставьте1 себе любезные читатели человека полного, высокого, лет семидесяти, с лицом, напоминающ..м несколько лицо Крылова, с ясн..м и умн..м взором под нависш..й бровью, с важн..й осанкой, мерной речью, медлительн..й походкой; вот вам Овсяников. Носил он просторный синий сюртук с длинными рукавами, застёгнут..й доверху, ш..лковый лиловый платок на ше.., ярко вычищенн.. сапоги. Руки у него пр..красные, мягкие и белые, он часто в течение разговора брался за пуговицы своего сюртука.

При описании чьей внешности употребляется слово выправка — синоним слова осанка?

Подберите к выделенному слову однокоренные слова, запишите их столбиком, корень под корнем. Поставьте ударение, обозначьте части слова.


  1. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова [] [] []
  2. Сделать морфологический разбор слова [] [] [] []
  3. Сделать синтаксический разбор предложения [] []
  4. Сделать фонетический разбор слова []

Похожие записи:

Краткие страдательные причастия... Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. В краткой форме они изменяются по числам, а в единственном числе — по родам: Суффиксам –н...
Страдательные причастия настоящего времени... Рассмотрите таблицу. От каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? Глаголы Суффиксы страдательных причастий нас...
Повторение изученного о глаголе в IV—V классах... 1. Составьте план сообщения о лексическом значении глагола, его постоянных признаках и роли в предложении. Расскажите о глаголе, приводите свои пример...
Понятие о причастном обороте... Прочитайте. Назовите в этих предложениях существительное, от которого зависит причастие. В каких из этих предложений от причастия можно постави...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *