Словообразование

Что изучается в словообразовании? Как разбирается слово по составу? Как производится словообразовательный разбор?

Что общего между морфологическим и неморфологическими способами образования слов? Чем они различаются? Приведите примеры слов, образованных морфологическим и неморфологическими способами.

 

1. Укажите основы и окончания имён существительных, имён прилагательных и. глаголов. Что обозначают у них окончания? Выпишите слова, в основы которых входит: 1) корень, 2) корень и суффикс, 3) приставка, корень и суффиксы. Обозначьте части основ выписанных слов.

Сонный туман на лугах серебрится,

Чёрный камыш отсырел и дымится,

Ветер шуршит камышом.

(И. А. Б у н и н.)

Выпишите словосочетания с глаголом — главным словом.

Постройте схему данного предложения.

Подберите к выделенному слову однокоренные, запишите их в виде таблицы по образцу (смотрите рисунок ниже).

Образец

 

2. Каким схемам соответствует состав выделенных слов? Запишите эти слова столбиками в соответствии со схемами и обозначьте их состав.

Косарь1 косил красивую траву.

Она, пронизанная земляникой2,

Скрывалась от косы его во рву,

Сбегала под откос к малине дикой.

Но не укрылась, на прокос легла,

Легла, упала, скомкала соцветья2.

(А. А. Прокофьев.)

Все ли выделенные слова являются однокоренными? Почему?

Добавьте к записанным словам ещё: сенокосилка, сенокос.

Образец

 

3. Прочитайте. Как наступила ночь? Выпишите слова, образованные:

1) с помощью приставок, 2) с помощью суффиксов. Обозначьте их состав.

Запахло сыростью. Ст..новилось всё1 темнее и темнее. Дерев..я сгру(п, пп)ировались в каких (то) чудовищ3; в лесу стало страшно: там кто(то) вдруг, заскр..пит, точно одно из чудовищ3 переход..т (со) своего места на другое и сухой суч..к, каже(т, ть)ся, хрустит под его ногой.

На неб.. ярко св..ркнула, как живой глаз, первая4 звёздоч3ка, и в окнах дома зам..лькали огоньки5.

Настали м..нуты всеобщей т..ржестве(н, нн)ой тишины пр..роды.

(И. А. Гончаров.)

В каком значении взято слово торжество при образовании от него выделенного слова?

Выпишите остальные слова с пропусками и со скобками.


  1. Сделать фонетический разбор слова [] []
  2. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова [] []
  3. Возможный пропуск буквы [] [] []
  4. Сделать морфологический разбор слова []
  5. Сделать синтаксический разбор предложения []

Похожие записи:

Фонетика. Лексика. Фразеология.... Что изучается в фонетике? Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные. Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными,...
Орфография. Повторение изученного в IV-V классе... Что изучается в орфографии? В каких частях слова встречаются непроверяемые гласные и согласные? В каких частях слова встречаются проверяемые и чере...
Синтаксис. Пунктуация. Что изучается в синтаксисе? Приведите примеры словосочетаний "прилагательное+существительное", "существительное+существительное", "глагол+существитель...
Морфология. Повторение изученного в IV-V классе... Что изучается в морфологии? Перечислите известные вам части речи. Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов? Что общего имеют и чем разл...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *