Страдательные причастия прошедшего времени

Рассмотрите таблицу. От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? К каким основам присоединяется суффикс -нн-, а к каким — -енн- (-ённ-)?

Глаголы переходные совершенного и несовершенного вида

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени
Прочитать, сеять

-нн-

Прочитанный, сеянный
Растереть, сжать

-т-

 Растёртый, сжатый
Увидеть, построить, решить, принести

-енн- (-ённ-)

Увиденный, построенный, решённый, принесенный

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-) и -т-.

При помощи суффикса -нн- причастия образуются только от глаголов на -ать (-ять).

Конечная гласная основы перед суффиксами -енн- (-ённ) и т- обычно отсекается.

 

1. От данных глаголов, пользуясь таблицей, образуйте и запишите страдательные причастия прошедшего времени.

Страдательные причастия прошедшего времени

Обещать, увешать, засеять, овеять, замешать, приехать, заместить, заклеить, заострить, наградить, победить, возвратить, бросить, вырастить, взвесить, углубить, исправить, привлечь, преобразить, спрессовать, увидеть, обидеть.

ПрессОт какого глагола вы не образовали причастия?

Почему?

 

2. Спишите, расставляя пропущенные запятые.. Подчеркните причастия как члены предложения. Обозначьте суффиксы причастий. Укажите род, число и падеж причастий.

1. Мы рас..матр..вали сотни горных пород, то завязанных в узлы то падавших волнистыми пл..стами то св..савших над головой квадратными плитами. 2. Зеленоватый сумр..чный воздух наполненный солнечном дымом и ж..лтыми отсветами скал струился над ними. 3. Нескошенные луга так душ..сты, что с (не)привычки туманится и тяжел..т голова. 4. Из последних сил, перелезая через завалы, изодранные и окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на тёплую землю, в зар..сли ландышей. 5. Из деревни изредка доносился запах только что испечённого ч..рного хлеба.

(К. Г. Паустовский.)

 

3.  Изложение. Прочитайте, выберите материал на одну из тем: «Портрет мальчика и мужчины»; «Отец»; «Сын». Озаглавьте своё изложение.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:

— Здорово, браток!

— Здравствуй.— Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

— Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:

— Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые бровки.

— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

— Беда мне с этим пассажиром!

Он достал из кармана защитных летних штанов свёрнутый в трубку малиновый шёлковый потёртый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: «Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы».

Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.  .

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нем подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник, был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками. На нём были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью.

(По М. Шолохову.)

Подчеркните в своём изложении причастия.

Похожие записи:

Повторение изученного о глаголе в IV—V классах... 1. Составьте план сообщения о лексическом значении глагола, его постоянных признаках и роли в предложении. Расскажите о глаголе, приводите свои пример...
Краткие страдательные причастия... Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. В краткой форме они изменяются по числам, а в единственном числе — по родам: Суффиксам –н...
Страдательные причастия настоящего времени... Рассмотрите таблицу. От каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? Глаголы Суффиксы страдательных причастий нас...
Действительные и страдательные причастия... Рассмотрите рисунок. По действию, которое показал художник, мы можем при помощи причастий назвать признаки этих предметов: девочка, одевающая куклу, и...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.