Суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования имён существительных

Этими способами существительные чаще всего образуются от глаголов, например: осветить — освещение, плавить — плавка, служить — сослуживец; от прилагательных, например: древний — древность, берёзовый подберёзовик; от существительных, например: пчела — пчельник, берёза — берёзонька, смысл — бессмыслица; от числительных, например: семеро — семёрка, сто — сотня.

Суффиксальный способ образования существительных наиболее распространённый.

 

1. В левый столбик выпишите существительные, образованные суффиксальным способом, в правый — приставочно-суффиксальным.

Прицепщик, прицепить

Бульд..зерист, дре(е, сс)ировщик, безрука..ка, наушник, укр..титель, ук..затель, бе..козырка, фокусник, нак..марник, наконеч1ник, глушитель, нак..ленник, изобр..татель, по..снежник, и(с,сс)ледователь, бе(с, сс)онница, ошейник.

Существительные с -тель подчеркните одной чертой, если они обозначают лицо, и двумя — если они обозначают предмет.

 

2. Какие существительные, называющие лиц по их профессии, необходимо вставить в текст? При списывании вставьте эти слова. От каких слов и с помощью каких суффиксов образованы эти существительные?

Профессия, арматураГде только не стро..т в нашей стране! Строитель — очень почетная профе..ия. Собственно, это не одна, а много разных профе..ий.

Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или к..рпича. Это делают — —.  Нужно установить арм..туру. Эту работу выполняют — — . Надо сверить металлические части. Этим зан..маются — —. Долго пр..шлось бы перечислять всех, кто возводит пр..красные современные дома.

 

3. Выпишите данные существительные парами, включая в каждую пару названия мужчины и женщины, которые имеют одну и ту же профессию. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы существительные.

Укротитель, укротительница

Лётчик, писатель, параш..тистка, лифтёр, лётчица, тел..фонист, параш..тист, писательница, лифтёрша, ф..турист, машинистка (в канцелярии), кассир, парикмахер, ф..туристка, к..нтролёрша, кассирша, к..нтролёр, тел..фонистка, парикмахерша, машинист (тепловоза).

Какие два слова не составляют пары? Почему?

Какие слова уместно употребить в приказе, отчёте, в газетной статье, говоря о профессии женщины? А какие из этих слов мы употребляем в обычном разговоре?

 

4. Запишите по образцу названия лиц (мужчин) по местожительству и по национальности. Обозначьте суффиксы.

1. Урал — уралец, Кубань, Сахалин, Тамбов, Челябинск, Украина, Азербайджан. 2. Сумы — сумчанин, Харьков, Ростов, Свердловск, Норильск, Англия. 3. Рига — рижанин, Волга, юг, город, север, Египет, Молдавия. 4. Грузия — грузин, Татария, Болгария. 5. Пермь — пермяк, Тула, Сибирь. 6. Омск — омич, Томск, Псков, Кострома, Москва.

Как вас называют по месту жительства?

 

С помощью некоторых суффиксов образуются слова, выражающие наше отношение. Это суффиксы с уменьшительно-ласкательным, увеличительным и пренебрежительным значением.

5. Прочитайте текст, укажите имена существительные, у которых суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное и пренебрежительное значение. Запишите первую часть в форме диалога. Поставьте пропущенные знаки препинания. Из второй части выпишите слова с пропущенными буквами. Назовите орфограммы на месте вставленных букв.

I. Я пр..обрёл книжонку сказал мой с..беседник и назвал фамилию поэта-классика2. Почему вы г..ворите так пр..небрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая, да и ф..рмат небольшой ответил с..беседник.

II. Так я вы..снил, что мой с..беседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не зам..чает разниц.. в их значени..

(По Б. Тимофееву.)

 

В научной, деловой или разговорной речи употребляются слова с уменьшительно-ласкательным и пренебрежительным значением?

6. В первых трёх абзацах третьей главы повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца» найдите существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Выпишите их, суффиксы обозначьте.

 

7. Письменно объясните способ образования данных слов. Что обозначают в них суффиксы?

Гусёнок, гусь

Медв..жонок, з..йчонок, в..лчонок, мышонок, скворчонок, ол..нёнок, г..лчонок, кенгурёнок, ворбнёнок.

Подчеркните чередующиеся согласные.

Составьте 2—3 сложных предложения с любыми из данных слов.

 

Мальчик накачивает арбузы

8. Как на юмористическом рисунке показано, что суффикс превращает арбуз в арбузище? Какой суффикс «трудится» над этим? Объясните, как понимать выражение «суффикс -ищ- имеет увеличительное значение». По образцам запишите существительные, образованные с помощью этого суффикса от данных слов.

Волк — волчище; хвост, бык, голос, сапог. Пыль — пылища; жара, грязь, рука, скука.

 

9. Некоторые суффиксы образуют существительные со значением действия или признака.

Выпишите^ сначала существительные со значением действия, затем со значением признака. Объясните способ их образования.

Освещение, освещать

Приобретение, ознакомление, изобретениеОб..единение (сил), обе..печение, ра..положенность (к чему-либо), пр..вращение, раздр..жительность, сопр..тивление, (непоколебимость, презрение, (не)доумение, ра..клейка (афиш), подкормка (птиц), ра..плывчатость, г..лубизна, чернота, прик..сание, озн..комление, про..ьба, изобр..тение (паровоза), пр..сутствие, ут..мляемость, темнота, толщина, доброж..лательность, разр..стание, разл..жение, пр..вращение, увл..кательность, стри..ка, моло..ьба, во..хищение, пр..обретение.

Составьте предложения с выделенными существительными. Обозначьте в них члены предложения.

Назовите орфограммы на месте пропусков.

 

10. Существительные с суффиксами -ени(е), -ни(е) по преимуществу употребляются в научной речи.

Прочитайте названия параграфов в разделе «Имя существительное» и названия глав повести В. Г. Короленко «Дети подземелья». Где вы встретили существительные с суффиксами -ени(е), -ни(е)?

 

11. Прочитайте свой план, составленный к VIII—XI главам повести А. С. Пушкина «Дубровский». Есть ли в нём существительные со значением действия? Обозначьте в них суффиксы.

  1. Возможный пропуск буквы []
  2. Сделать морфологический разбор слова []

Похожие записи:

Приставочный способ образования имён существительн... С помощью приставок существительные образуются от существительных. Приставочный способ образования имён существительных менее распространён, чем суффи...
Разносклоняемые имена существительные... Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в...
Морфологический разбор имени существительного... Порядок разбора: I. Часть речи. II. Начальная форма имени существительного (именительный падеж единственного числа). III. Постоянные признаки...
Образование имён существительных путём перехода пр... Поставьте вопросы к выделенным словам и определите, в каких предложениях они обозначают предмет и в каких — признак предмета. Какими членами предложен...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.