Указательные местоимения

Прочитайте предложения, в которых выделено местоимение. Понятно ли было бы без предыдущего, на что указывает это местоимение в каждом предложении?

День 4 октября 1957 года люди никогда не забудут.

Указательные местоимения

Я хорошо помню этот осенний ненастный день. Низко над землёй неслись дождевые облака, хлопотливо и буднично выглядели городские улицы. А в это время вокруг Земли уже обкатывал свою орбиту серебристый шар, а на другой день во все языки мира вошло короткое и ёмкое слово «спутник». Весь мир взбудоражила эта новость.

(В. Песков.)

Докажите, что указательное местоимение это изменяется по родам.

Просклоняйте его во множественном числе.

Указательные местоимения mom, этот, такой изменяются по родам, падежам и числам.

 

1. Выпишите словосочетания «указательное местоимение + существительное». Обозначьте в них главные слова. Укажите падеж и число выделенных местоимений.

Книга-великан.

Иллюстрация

Книга высотой в два1 этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибётесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 226 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита .

В выражении до сих пор имеется устаревшее указательное местоимение сих (сей). Оно встречается во фразеологических оборотах сию минуту, сию секунду, от сих и до сих. Составьте предложение с одним из этих фразеологических оборотов.

 

2. Спишите. Подчеркните члены предложения, выраженные указательными местоимениями. Укажите падеж этих местоимений.

1. Книга в нашей стране проникла в те места, которые прежде сч..тались (не) доступными и (не) проезжими. 2. Ныне (не) найдёшь такого города или райо(н, нн)ого центра, где бы (не) было книг..любов. 3. Настоящий книг..люб ищет книг-спутников, книг-учителей, книг-друзей. Наши библиотекари хорошо знают этого нового читателя. Он ищ..т (не) развлекательных книг, а книг глубоких, серьёзных. 4. Таков подлинный книг..люб. 5. Как хорошо, что у нас всё больше и больше таких читателей!

(По В. Лидину.)

Какое предложение соответствует данной схеме?

Схема

Об этом — о том

 

3. О или об? Запишите словосочетания.(О, об) этом событ.., (о, об) этом планетари.., (о, об) той долин.., (о, об) том овражк.. .

 

4. Озаглавьте текст. Выпишите словосочетания «местоимение+существительное», «глагол+местоимение». Укажите разряд местоимения.

Образец: своему (прит.) другу.

Памятник Ивану ФёдоровуВ центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Фёдорову. За что же ему поставлен памятник в столице нашей Родины?

Перенесёмся в шестнадцатый век. В те времена в России ещё не умели печатать книги. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики — писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров.

Шрифт печатных книг Ивана Фёдорова был похож на буквы рукописных книг. Первую букву главы он выделял красной краской. Сколько красных букв, столько глав в книге. Начало главы Иван Фёдоров украшал великолепными заставками-орнаментами.

Много книг напечатал за свою жизнь Иван Фёдоров.

Среди слов с соединительной гласной найдите устаревшее. Какое слово его заменило?

Назовите синонимы к выделенному слову.

Какой из двух планов полнее и точнее отражает содержание и основную мысль рассказа об Иване Фёдорове?

 

План.

I

 

1. В центре Москвы.

2. В те времена.

3. Книги Ивана Фёдорова.

 

II

1. Памятник Ивану Фёдорову.

2. Рукописные книги.

Печатать, издавать, орнамент

3. Первая книгопечатня 1553 г.

4. Великолепные книги первопечатника.

 

5. Диктант. Обозначьте разряды местоимений.

Б..ография писателя, в тысяч.. восем2сот девяност.. седьмом году, автор повест.., печатать в т..пографи.., подзаголовок книг.., разнообрази..м шрифтом, распол..жить на какой(либо) страниц.. (не)сколько великолепных и..лостраций, орнамент на обложк.., бл..годарить (не)кого, какие(то) искусные переплётч..ки, (не)разоч..ровался (ни) в чём, рекомендовать произведения классиков, присутствовать на обсуждени.., приветствовать читателей, бурно разг..релся.

  1. Сделать морфологический разбор слова []
  2. Возможный пропуск буквы []

Похожие записи:

Относительные местоимения Прочитайте вопросительные предложения и укажите в них вопросительные местоимения. Прочитайте повествовательные предложения. Простыми или сложными о...
Местоимение как часть речи Скворец летел к себе домой, Летел дорогою прямой. Он изучил за много лет Её по множеству примет. (С. Михалков.) Кто это он? Что изучил ...
Повторение местоимения Контрольные вопросы и задания. 1. Расскажите о местоимении как части речи. 2. Чем отличается по своему значению местоимение от существительного,...
Определительные местоимения... Определительные местоимения изменяются по родам, падежам и числам. 1. Прочитайте. Укажите определительные местоимения вместе с теми словами, от кот...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.