Условное наклонение

— Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала сказочная волшебная палочка? — спросил учитель.

— Я отправился бы путешествовать,— цветил Серёжа.

— Я бы вылечил всех больных детей,— сказал Витя.

— А я построила бы много-много домов,— произнесла Варя. А что сделали бы вы, если бы всё могли?

 

Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое может произойти при определённых условиях.

 

Рассмотрите таблицу.

Условное наклонение

От какой формы глагола образуется условное наклонение глагола? Какой суффикс и какое слово образуют условное наклонение глагола?

В каком роде и числе стоят глаголы в условном наклонении?

 

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б), которая может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и по родам.

 

1. Выпишите глаголы в условном наклонении, в скобках запишите неопределённую форму, от которой они образованы. Обозначьте число и род (в единственном числе) выписанных глаголов.

Образец задания

Пионерам — вожатым октябрят.

Лет бы сбросить мне ребята шестьдесят1,

Я бы тоже стал вожатым октябрят2.

Это дело интересней всяких3 дел.

На досуге я бы песни с ними пел4.

Шёл бы с ними5 в коридоры, школьный зал

И паркет, как полотёры, натирал.

Я бы песни и заметки в меру сил

Для весёлой стенгазеты6 сочинил.

А когда порою вешней ждут скворцов,

Мы бы строили скворечни для птенцов.

(С. Я. Маршак.)

Выпишите предложения с обращением и однородными членами, расставляя в них запятые.

 

2. Спишите любую из частей стихотворения, подчеркните глаголы в условном наклонении. Укажите их, вид, переходность, род и число, например: приходило б (несов. в., неперех., в ср. р., в ед. ч.).

Петя мечтает.

1. Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне7 в кровать

И само

Меня бы мыло —

Хорошо бы это было!

Если б, скажем,

Мне

Волшебник

Подарил такой учебник,

Чтобы8 он бы

Сам бы

Мог

Отвечать любой урок…

 

2. Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все

Свои места —

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!9

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй.

(Б. Заходер.)

Найдите в первой строфе слова, совпадающие по звучанию. Можно ли их назвать омонимами?

 

3. Прочитайте отрывок из письма А. М. Горького сыну. В каком предложении выражена главная мысль отрывка? Выпишите отдельно: 1) глаголы в прошедшем времени, 2) глаголы в условном наклонении. Обозначьте в них суффиксы и окончания.

Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка10 оставил после себя нечто хорошее — цветы.

Вот если бы ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее — цветы, мысли, славные воспоминания о тебе,— легка и приятна11 была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой12.

Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.

 

4. Озаглавьте отрывок словами автора. Спишите, заменяя глаголы в неопределённой форме глаголами в условном наклонении.

Если бы у меня было зд..ровье, руки и ноги, возможность двига(т,ть)ся по необ..ятному миру, то что (быть)?

Я (не) (мочь) просто пойти, я (поб..жать) стремительно и неудержимо. Может быть, (побежать) в Москву рядом с поездом, схв..тившись за вагон. В Москве (прийти) на завод и прямо в кочегарку, чтобы открыть топку, понюхать зап…х угля, швырнуть туда добрую порцию его. О, я дал (бы) 6000—7000 процентов выработки! Я (быть) весел и всегда (чу..ствовать), как чуде..на13 жизнь.

(Н. А. Островский.)

Какие правила вы применяли, вставляя пропущенные буквы?

 

5. Напишите сочинение на тему «Если бы я был(а) учителем (взрослым, самым сильным человеком на земле и т. п.)». Подчеркните в сочинении глаголы в условном наклонении.

  1. Сделать морфологический разбор слова []
  2. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  3. Сделать морфологический разбор слова []
  4. Сделать синтаксический разбор предложения []
  5. Сделать морфологический разбор слова []
  6. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  7. Сделать морфологический разбор слова []
  8. Сделать фонетический разбор слова []
  9. Сделать синтаксический разбор предложения []
  10. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова []
  11. Сделать морфологический разбор слова []
  12. Сделать синтаксический разбор предложения []
  13. Сделать морфологический разбор слова []

Похожие записи:

Глаголы переходные и непереходные... Какие из выделенных глаголов сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога? Каким членом предложения являются эти существительные? В...
Глагол. Повторение изученного в IV классе... Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают...
Разноспрягаемые глаголы Рассмотрите таблицу и скажите, почему эти глаголы называются разноспрягаемыми. хотеть я хочу ты хочешь     по I спряжению он хочет мы х...
Изъявительное наклонение Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонений глагола три: изъявительное, условное и повелительное. Изъявительное наклонение обозначает действие, к...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.