Устаревшие и новые слова

На рисунке изображена витрина музея. В ней помещены предметы одежды и быта, которыми мы сейчас не пользуемся. Это кафтан, ботфорты, треуголка, лапти, светец, ступа с пестом, веретено, ендова.  Слова, которыми называются эти предметы, тоже перестали употребляться. С течением времени выходят из употребления отдельные орудия труда, предметы одежды, домашнего обихода и другое. Одновременно перестают употребляться слова, называющие их. Слова могут устаревать, заменяясь другими, хотя называемые ими предметы, явления остаются, например: яхонт (рубин), ветрило (парус).

Витрина музея

В связи с чем выходят из употребления слова?


Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими.


 

1. Устаревшие слова, часто встречающиеся в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (что значит устаревшее).

Найдите в «Словаре» 4-5 устаревших слов.

 

2. Прочитайте. Почему третьеклассники не смогли правильно объяснить значение этих слов? Что же в действительности обозначают эти слова? Смотрите «Словарь».

Однажды на уроке русского языка в третьем классе учительница подошла к доске и написала1 несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60-70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение, каждому из этих слов.

Вот некоторые из их ответов: Барышник — «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик — «тот, кто издаёт приказы». Лапотник — «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли?

(Ю. Откупщиков.)

Выпишите слова с выделенными орфограммами и письменно объясните их.

 

Древнерусский воин3. Художника попросили нарисовать древнерусского воина. По рассеянности он кое в чём перепутал прошлое и настоящее. Какие ошибки допустил художник? Что он должен был нарисовать? Какие устаревшие слова вы употребили в своём ответе?

 

4. Для того, чтобы точнее рассказать о жизни людей в прошлом, писатели используют в своих произведениях устаревшие слова.

Ниже дан отрывок из книги «Юность полководца» об Александре Невском (двенадцатый век). Озаглавьте текст. Назовите в нём устаревшие слова. В связи с чем перестали они употребляться?

С утра оба княжича, Фёдор и Александр, рано пришли в свою светлицу, где их уже поджидал монах Варсонофий со старой книгой псалтыри. Усевшись за стол и водя деревянными указками (по) строкам, оба мальчика стали нараспев читать. Косой луч утреннего солнца, пробившись сквозь оконце с заморскими цветными стёклышками, яркими пятнами падал-на пожелтевшие страницы большой2 книги.

Когда чтение окончилось, монах Варсонофий положил перед мальчиками по небольшому листу харатьи, и княжичи стали выводить гусиными1 перьями замысловатые буквы.

(По В. Яну.)

Постройте схему последнего предложения.

Выпишите слова с выделенными орфограммами. Обозначьте эти орфограммы.

 

5. Прочитайте былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник», назовите в ней устаревшие слова. Что они обозначают?

 

С развитием науки, техники, искусства, общественной жизни появляются различные новые предметы домашнего обихода, орудия труда, машины, новые представления о мире. Вместе с ними в языке возникают и новые слова, называющие их. Словарный состав непрерывно обогащается за счет появления новых слов. Так, слово космонавт возникло в связи с полётом 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» Юрия- Алексеевича Гагарина.

В связи с чем появляются в языке новые слова?


Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.


 

6. Какие неологизмы появились в связи с началом освоения космоса и изучением планет с помощью ракет? Выпишите их. Неологизм-прилагательное подчеркните.

Атмосфера1. Четвёртого октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый спутник. 2. 3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник, доставленный советской ракетой. Его назвали лунником. 3. Луноход передал на Землю данные о лунотр..сении. 4. Корабль прилунился в намеченном пункт.. . 5. Советские учёные с помощью межпланетных автоматических станций изучили состав венерианской атм..сферы.

Выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте соответствующие орфограммы.

Выпишите из последнего предложения: 1) его основу, 2) словосочетания «прилагательное+существительное».

 

7. С помощью каких неологизмов мы называем:

человека, который погружается в специальном аппарате в водные глубины для их исследования;

воина, который служит в ракетных частях Советской Армии;

астронома, изучающего планеты?

Для справок: планетолог, акванавт, ракетчик.

Составьте с этими словами предложения.

 

8. Знаете ли вы лексическое значение данных слов? Составьте с ними предложения.

Слова, рождённые Октябрём.

Сельсовет, райисполком, райком; пятилетка, субботник, воскресник; совхоз, колхоз; пионер, октябрёнок, комсомолец, целинник, ударник (труда).

Можно ли сейчас назвать эти слова неологизмами?

 

9. Изложение. Прочитайте былину «О Вольге Святославговиче и Микулушке Селяниновиче». Составьте план былины.

Напишите сжатое изложение.


  1. Разобрать слово по составу, а также сделать словообразовательный разбор слова [] []
  2. Сделать фонетический разбор слова []

Похожие записи:

Лексика и фразеология. Повторение изученного в IV ... Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение. Слова, имеющие нескольк...
Заимствованные слова Словарный состав языка постоянно пополняется: возникают новые значения у известных слов, образуются новые слова с помощью приставок, суффиксов и т. д....
Общеупотребительные слова. Диалектные и профессион... Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительны, например: вода, земля, небо, птица; зелёный, синий, длинный;...
Повторение лексики и фразеологии... Контрольные вопросы и задания. 1. Какие слова называются диалектными, какие — профессиональными? 2. Какие слова называются заимствованными? 3...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *